Святой врач архиепископ лука

Врач от Бога: жизненный путь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

9 мая исполняется 140 лет со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Судьба архиепископа Луки ярка, необычна и неповторима. В своей земной жизни он органично соединил два служения – Богу и людям. Одно – на святительской кафедре, другое – за операционным столом.

Валентин Феликсович (так звали в миру святителя Луку) родился в 1877 г. в Керчи в семье провизора. По окончании гимназии в Киеве он избрал медицину в качестве дела, которому решил посвятить жизнь. Интересно, что впоследствии святитель вспоминал, что испытывал больше склонностей к занятиям живописью, тогда как «к естественным наукам чувствовал почти отвращение», однако, как глубоко верующий человек, посчитал своей обязанностью «заняться тем, что полезно для страдающих людей». И этот жертвенный поступок был вознагражден Богом.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1910 г.

Учась на медицинском факультете Киевского университета, он увлекся хирургией. Впоследствии о его хирургическом мастерстве было сложено много легенд. Сам же он в своих «Воспоминаниях» так резюмировал итог своих юношеских исканий: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургом».
По окончании университета Валентин в составе медицинского отряда Красного Креста участвовал в Русско-японской войне. В военно-полевом госпитале в Чите он успешно оперировал раненых. Там святитель встретил женщину, ставшую его женой и матерью его четырех детей, – сестру милосердия Анну Ланскую, которую раненые прозвали «святой сестрой» за ее исключительную доброту и кротость.

Архиепископ Лука, г. Тамбов, 1944 г.

Впоследствии семья Войно-Ясенецких жила в разных городах – Ардатове, Фатеже, Переславле-Залесском, Ташкенте. И везде Валентин Феликсович много и успешно оперировал больных, занимаясь также научной работой.
В 1915 г. вышла его первая книга – «Регионарная анестезия», посвященная вопросам местного обезболивания при оперативном лечении больных. В 1916 г. за этот труд он был удостоен степени доктора медицинских наук и премии Варшавского университета. Вслед за этим у Валентина возникла мысль изложить свой обширный хирургический опыт в книге под заглавием «Очерки гнойной хирургии». При этом, как он вспоминал позднее, ему явилась «крайне странная, неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

Архиепископ Лука после службы у собора Святой Троицы. Симферополь. 1953 г.

В 1917 г. умерла от туберкулеза его жена. А в 1921 г. Валентина Феликсовича рукоположили в сан священника, в 1923 г. постригли в монашество и вскоре хиротонисали во епископский сан.
Принятие священства в 1920-е годы требовало от человека немалого мужества. Это было время разгула «воинствующего атеизма», а святитель Лука не побоялся открыто вступиться за Православную веру, которую стремились вытеснить из сердец и памяти людей. Вот его собственные слова, объясняющие, почему он это сделал: «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!» И я чувствовал, что мой долг – проповедью защищать оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому».
На эту тему святитель проповедовал и писал. Иногда это проявлялось и в житейских эпизодах, когда он заступался за икону, которую выбрасывали из операционной. Или когда отказался лечить человека, повредившего глаз при разрушении храма. Это мог позволить себе только очень смелый человек, особенно если учесть, что последний случай относится к периоду его сибирской ссылки, когда он был абсолютно беззащитен и бесправен.

Работа скульптора Оленина над бюстом лауреата Сталинской премии архиепископа Луки, 1946 г.

Но самой яркой проповедью христианства, которую всю свою жизнь вел святитель Лука, было его служение в качестве врача-хирурга. Вряд ли возможно назвать хирурга, равного ему в его врачебном искусстве. Он одним из первых в России делал операции не только на желчных путях, почках, желудке и кишечнике, но даже на сердце и на мозге, прекрасно владел и техникой глазных операций. Такой диапазон кажется сегодня невероятным. Один из лучших его биографов, Марк Поповский, упоминает о том, что в 1924 г., за десять лет до официально известного случая трансплантации чужеродной почечной ткани, он пересадил больному почку свиньи, то есть произвел операцию, с которой отсчитывается эра пересадок почки в нашей стране.

Архиепископ Лука в Свято-Троицком соборе с клиром. Симферополь. 1953 г.

Этот искуснейший хирург был необычайно смиренным человеком. Он признавал себя лишь орудием в руках Бога. «Это вас Бог исцелил моими руками. Молитесь Ему», – так говорил он пациентам, пытавшимся его «отблагодарить». При этом он благословлял больных. Перед каждой операцией молился; прежде чем сделать на коже разрез, трижды осенял крестным знамением операционное поле. А если прибавить, что операции его почти всегда были успешными и что сам он говорил, что «исцеляет с помощью Господа Иисуса Христа», то хирургическая деятельность святителя Луки была самой настоящей проповедью, хотя и звучала не с церковного амвона.
Глубоко христианской была и личная жизнь святителя Луки. Он отличался крайней нестяжательностью, не брал традиционных в медицине со времен Гиппократа «приношений» врачу от больных. Будучи архиепископом в Симферополе, всегда ходил в чиненых рясах с протертыми локтями. А на предложение племянницы сшить новую одежду отвечал так: «Латай, латай, Вера, бедных много», предпочитая потратить эти деньги на еду для нуждающихся. Многие из них ежедневно приходили к дому, где жил владыка, там их кормили обедом… Это милосердие архиепископа-хирурга было убедительней самых красноречивых, но не подкрепленных делами проповедей.

Архиепископ Лука. Тамбов, 1944 г.

За свои православные убеждения святителю Луке пришлось заплатить одиннадцатью годами мытарств по тюрьмам и ссылкам. Енисейск, Красноярск, Архангельск – вот города, где не по своей воле побывал святитель-хирург. Ссылка в Архангельск была второй из его ссылок и длилась три года – с 1931 по 1933 г. Причиной ее послужило то, что в Ташкенте владыка был несправедливо обвинен в пособничестве самоубийству одного психически нездорового ученого. В Архангельске святитель Лука работал хирургом и занимался подготовкой к печати своего основного труда – «Очерки гнойной хирургии», увидевшего свет в 1934 г., сразу после ссылки.
В Архангельске он пробыл до ноября 1933 г., хотя срок ссылки истек еще в мае этого года. По свидетельству одного из биографов святителя Луки, «вторую свою ссылку он считал легкой», но это несколько не соответствует тому, что писал о ней сам святитель в своих воспоминаниях: «В первый год жизни в Архангельске я испытывал большие затруднения в отношении квартиры и был почти бездомным».

Прижизненное издание «Очерков гнойной хирургии» архиепископа Луки

Здесь он разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, и Киров лично уговаривал его снять с себя сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но владыка не согласился даже на печатание своей книги без указания сана. Однако «Очерки гнойной хирургии» все-таки вышли в 1934 г. и выдержали два переиздания. За этот труд святитель получил в 1946 г. Сталинскую премию 1-й степени.
Для нашего времени чрезвычайно актуален его опыт перенесения лишений. Известно, что они способны сделать человека озлобленным, безжалостным, мстительным. Но святитель Лука, много выстрадав, сумел не превратиться в замкнутого мизантропа. Не следует думать, что он забыл то, что пережил «по острогам и ссылкам». Но при этом не разучился быть милосердным. Известно, что когда началась Великая Отечественная война, он, будучи в очередной ссылке под Красноярском, пришел к руководителю райцентра и предложил свой опыт, знание, мастерство для лечения воинов Советской армии. Причем это не было попыткой получить свободу. Заявление, сделанное в связи с этим архиепископом Лукой, кончалось потрясающими словами: «…по окончании войны готов вернуться в ссылку». Он, как пастырь и врач, просто-напросто не мог оставаться в стороне при виде страданий людей, которым мог бы помочь.

Епископ Лука в окружении паствы. Ташкент, 1936 г.

С октября 1941 г. святитель Лука стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он много работал, совершая по пять сложных операций в день. Несмотря на то что в это время ему было уже за шестьдесят, Владыка проводил в операционной по пять–десять часов ежедневно, особое внимание уделял тяжелораненым, которых нередко спасал от смерти.

Одиннадцать лет, через мытарства тюрем и ссылок, пронес святитель верность избранному им жизненному пути, верность Православию. Он мог бы получить свободу, возглавить институт, который ему готовы были предоставить, ценой одной-единственной уступки. От него требовалось только отказаться от сана, отречься от Бога. Он предпочел вынести любые страдания, но не предал свою веру. Свобода пришла к нему лишь в 1942 г. В 1944 г. он стал архиепископом Тамбовским, а в 1946 г. – архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время из-за прогрессирующей потери зрения он уже не мог заниматься хирургической деятельностью.
Творческое наследие святителя Луки обширно. Это и труды по медицине, и проповеди, из которых 750 записаны и составляют 18 томов машинописи, и написанная им с целью доказать неверующим истинность Православия книга «Дух, душа, тело», и, наконец, автобиографические «Воспоминания», которые неоднократно переиздавались. Много страданий выпало на долю святителя. Но он знал, что терпит их за правое дело – за дело Божие, и иной судьбы для себя не хотел. На исходе своей жизни в одном из писем к сыну он написал: «Даже если бы не изменилось столь существенно положение Церкви, если бы не защищала меня моя высокая научная ценность, я не поколебался бы снова выступить на путь активного служения Церкви. А к тюрьме и ссылкам я привык и не боюсь их».

Читайте также:  Отворот от соперницы на яйцо

Заключенный Валентин Войно-Ясенецкий (епископ Лука), Ташкент, 1939 г.

Жизненный путь святителя-исповедника Луки завершился 11 июня 1961 г. в Симферополе. Постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 г. он был причислен к лику местночтимых святых. Определением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г. установлено всероссийское почитание священноисповедника Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского.


Могила святителя Луки в Симферополе

Источник: tverdyi-znak.livejournal.com

Краткий курс истории. Святой хирург святитель Лука

18 марта Русская православная церковь празднует обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского, гениального хирурга, по чьим трудам студенты-медики учатся до сих пор.

– Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно?
Разве вы видели своего Бога?
– Бога я действительно не видел, гражданин общественный
обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая
черепную коробку, никогда не видел там также и ума.
И совести там тоже не находил.
На заседании Ташкентского суда по «делу врачей»

Становление

Валентин Феликсович (так звали в миру будущего святителя) родился в Керчи в 1877 году в семье фармацевта, чей белорусский полонизированный род был весьма древним и знатным, но обедневшим. В 1889 году в Киеве Валентин получил гимназическое и художественное образование. Некоторое время поколебавшись, будущий гениальный хирург решил продолжить обучение на медицинском факультете Киевского университета, найдя медицину более полезной для общества. В тот раз он не прошел. Лишь в 1898 году Валентин стал студентом-медиком. В промежутке он успел побыть рьяным толстовцем и разочароваться в нем, но все же сохранил часть толстовско-народнических идей. Во время учебы на медфаке талант художника и любовь к форме развились у студента в любовь к анатомии. Путь хирурга был определен.

Мужицкий врач

Несмотря на то что еще в университетские годы Валентину Феликсовичу прочили профессорскую долю, он выбрал судьбу земского врача. Этого решения не понял никто, но ведь именно служению простому народу хотел посвятить себя Валентин Феликсович, отправляясь учиться на медфак. В деревнях тогда свирепствовала глазная болезнь трахома. Святитель целиком посвятил себя работе, лечил больных в больнице и на дому, проводил глазные операции, люди прозревали. Однажды пришлось оперировать целую семью, в которой от рождения были слепыми родители и пятеро детей. Шестеро прозрели. Степень доктора Валентин Феликсович получил за диссертацию по регионарной анестезии – самой сложной и самой щадящей.

Монашество

Во время Русско-японской войны Валентин Феликсович, работавший на Дальнем Востоке и совершенно не думавший о священничестве или монашестве, женился на одной из сестер милосердия – Анне Ланской. После войны семейство Войно-Ясенецких продолжило ездить по земским городкам. Тогда же святитель начал свои самые знаменитые «Очерки гнойной хирургии» (за них была вручена Сталинская премия в 1946 году). В 1919 году не стало Анны – туберкулез. Спустя два года вдовец и отец четверых детей стал священником, а еще спустя два года – монахом с именем Лука. В разгар Гражданской войны святитель не снимал священнического облачения. В больницу приходил в нем, лекции студентам читал тоже в нем. Перед началом операции молился и благословлял всех участников процесса. Конечно, так не могло долго и беспрепятственно продолжаться. Вскоре после тайного рукоположения в 1923 году в епископы святителя Луку арестовали за «контрреволюционную деятельность». Последовали 11 лет тюрем и ссылок. Но и тогда святой не оставлял своей медицинской деятельности и продолжал впечатлять людей, особенно в годы Великой Отечественной войны. Пожалуй, всего и не уместишь в короткий рассказ о святом хирурге. Добавим лишь, что больше половины денег от Сталинской премии он отдал детям, пострадавшим от последствий войны. В 1956 году потерял зрение, но продолжал принимать страждущих, теперь молясь о них. Святитель упокоился 11 июня 1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших.

Источник: histrf.ru

Архиепископ Лука: святой и врач

В третье воскресенье июня все медики СНГ традиционно отмечают свой профессиональный праздник. В 2019 году это было 16 июня. Между тем, 11 июня Русская православная церковь отмечала день памяти святого, который является ярким примером гармоничного сочетания пастырского и врачебного служения. Причем, не в далекие времена, упоминание о которых часто воспринимается едва ли не как красивая легенда — а будучи почти нашим современником, отошедшим в Вечную Жизнь в 1961 году. Речь идет об святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Симферопольском и Крымском.

Родился будущий архиерей в семье аптекаря Феликса Станиславовича. Который, несмотря на то что был верующим католиком, не вмешивался в религиозный выбор своих детей. Которые и выросли православными под влиянием своей мамы. Спустя годы Валентин Феликсович точно так же будет подходить и к воспитанию мировоззрения собственных детей — считая его выбор их неотъемлемым правом.

Ну, а пока юноша находился в ситуации сложного выбора сам. Обладая недюжинными способностями к рисованию, он даже проучился год в студии знаменитого немецкого художника. Но потом решил, что писать картины — не совсем то, что больше всего нужно ближним своим. И — поступил на медицинский факультет. После окончания которого, несмотря на недюжинные успехи и предложения блестящей карьеры, выбрал трудный путь земского врача. Работая в одиночку на “участках” порой по 30 тысяч человек — из медицинского транспорта имея максимум телегу. Свои убеждения молодой доктор сам же называл “демократическими” — да и сам его жизненный путь больше всего напоминал таковой у “народников”, интеллигентов 70-х-80-х годов XIX века, положивших себя на алтарь просвещения простого народа. Правда, в отличие от них, Войно-Ясенецкий никогда не призывал к вооруженному свержению власти — предпочитая оказывать деятельную любовь всем без исключения в ней нуждающихся.

Однако как по евангельскому выражению, обычно применяемому к святым “не может светильник гореть под спудом” — так и таланты молодого доктора явно превышали таковые для провинциальных больничек. Продолжая оказывать медпомощь бедным и обездоленным, Валентин Феликсович стал заниматься научной работой. Причем, не из тех, которые “пишутся для галочки”, получения престижного научного звания — а те, содержание которых жизненно необходимы. В прямом смысле слова — ведь “гнойная хирургия”, пути оптимизации которой искал ученый, до изобретения антибиотиков, поистину была вопросом жизни и смерти для тысяч раненых и травмированных. И у многих из них появлялась надежда на спасение после распространения ценнейших рекомендаций хирурга-новатора.

Шло время. Любимая супруга Войно-Ясенецкого заболела туберкулезом. Для ее лечения семья выехала в жаркий Ташкент — где их и застала революция. Увы, один лишь климат не смог исцелить тяжелобольную — и Валентин Феликсович остался один с четырьмя детьми на руках.

А дальше произошло знаменательное событие. В то время, как многие православные по угрозой большевистских гонений либо скрывали свою веру, либо даже отрекались от нее — популярный доктор наоборот, стал все больше приближаться к Церкви. Пока не принял в начале 20-х годов предложения местного архиерея о рукоположении в священный сан. А чуть позже доктор навсегда попрощался со своим мирским именем — и, приняв монашеский постриг с именем Луки, вскоре был рукоположен в сан епископа, и возглавил Туркестанскую епархию. Увы, ненадолго — в стране как раз начиналось гонение на сторонников Патриарха Тихона, верность которому сохранил новопоставленный архиерей. И почти сразу по наветам “обновленцев” и по приказу поддерживавшей их ЧК, епископа Луку арестовали.

Вообще, за всю жизнь Владыку арестовывали три раза. Но, хотя во время следствия и держали в тюрьме, в невыносимых условиях, но после суда отправляли лишь в ссылку. Хотя многих других епископов осуждали на полноценные лагеря и даже к смертной казни. А вопрос объясняется просто — даже власть, просто патологически ненавидящая всех “попов” и их “приспешников” не могла просто так уничтожить столь умелого врача. Почти в каждой ссылке у свт. Луки присутствует такой эпизод.

Читайте также:  В каком направлении ложиться спать головой

Например, когда его хотели отправить из Туруханска в совсем уж “медвежий угол” за проповеди и пастырскую деятельность, в районной больнице умер крестьянин, которому могла бы помочь операция из тех, которые проводил лишь Войно-Ясенецкий. Возмущенные односельчане умершего больного сожгли сельсовет — и местные власти, от греха подальше, возвратили опального доктора-архиерея обратно в Туруханск.

В другой раз, уже в начале 30-х, только помощь этого “врача от Бога” помогла спасти бывшего личного секретаря Ленина, здоровьем которого опекались высшие большевистские руководители. В благодарность доктору предлагали пост директора крупного НИИ — но лишь при согласии отказаться от сана. Владыка решительно отказался. Не в первый и не последний раз — “взятки” в виде директорских постов, академических званий и прочего ему предлагали всю жизнь. Но эта жизнь уже была раз и навсегда посвящена Богу и ближнему.

С началом войны за находящимся в очередной ссылке гениальным доктором началась форменная “охота” различных заинтересованных ведомств. Всех опередило упрравление эвакогоспиталей — успевшего забрать опального архиерея на специально присланном самолете, опередив конкурентов. После чего свт. Лука был назначен главным хирургом-консультантом учреждения, насчитывавшего больше 10 тысяч коек. Фактически, это была генеральская должность — но звание доктору с мировым именем так и не дали. Правда, не посмели и запретить вешать в операционной иконы, молиться перед операцией — и говорить больным, что их исцеляет Сам Господь — а хирург, пусть даже самый опытный, лишь орудие в Его руках.

Правда, даже сам Сталин был вынужден признать заслуги Владыки — вручив ему премию своего имени 1-й степени. За книгу “Очерки гнойной хирургии”, которая не потеряла актуальности даже спустя 3 десятилетия после начала своего написания. Большую часть из премии, впрочем, награжденный отправил в детские дома.

После начала войны несколько изменилось и отношения большевиков в Православной Церкви. Желая сделать ее союзником в борьбе против гитлеровского нашествия, коммунисты разрешили собрать Собор, избрать патриарха, открыть несколько семинарий и монастырей — и выпустили из лагерей и ссылок тех архиереев, кто еще не умер от голода и лишений. Наконец-то смог вступить в полноценную архиерейскую работу и свт. Лука. Его поначалу назначили даже постоянным членом новосозданного Синода — но врач-епископ сам отказался от престижного места, так как оно мешало ему заниматься не столько даже архиерейской, сколько врачебной работой. Благодаря которой доктора считали кто волшебником, кто святым уже при жизни.

В 1955 году святитель перестал видеть. И мог уже лишь служить с посторонней помощью — да писать книги. Среди них итоги его жизненных размышлений “Дух, душа, тело”, “Наука и религия”, “Мое страдание” — в которых ученый и епископ старается объединить естественно-научные и религиозные воззрения, показать человека единым целым в его тричисленном составе. А еще продолжает бороться с антирелигиозной политикой государства, направленной на закрытие храмов и уменьшение числа верующих. Да так, что с местными “уполномоченными по делам религий” у Владыки никогда не было ни мира, ни даже перемирия.

11 июня 1961 года сердце Архиепископа Луки перестало биться. Хотя его похороны были назначены на будний день, с целью воспрепятствовать массовому приходу на погребальную процессию — хоронил усопшего, казалось, весь город. А путь к городскому кладбищу от кафедрального собора, который можно пройти неторопливым шагом за 15 минут — занял у траурного шествия четыре часа. И никакие усилия сотен милиционеров не могли заставить прощающихся с телом любимого архипастыря людей дать похоронить его быстрее.

А вскоре после погребения на могиле архиепископа стали происходить чудеса. Приходящие с верой больные, просящие исцеления, становились здоровы. Гениальный доктор в святительском омофоре подавал им помощь даже после смерти. Которая, впрочем, для таких людей означает лишь переход в лучшую и уже вечную Жизнь. Так что его канонизация в 1995 году стала, по большому счету, просто формальностью.

И ныне святителя Луку почитают врачи и больные, считая его своим покровителем, не только в бывшем СССР. Святого хирурга чтят, например, и в Греции — ему там посвящено множество больничных храмов. Однажды автору статьи удалось увидеть торжества в день его памяти в одном крупном военном госпитале греческой армии. Право, несмотря на то, что Россия вот уже 21 год считается православной страной, ничего похожего у нас увидеть не удастся. Настоящий военный парад, почетный караул, военный оркестр — и все в честь святого, всей своей жизнью доказавшего мнимое противоречие между верой и наукой, посвятившего ее деятельной любви к Богу и ближнему.

Ну, а нам остается лишь обратиться с верой к заступничеству этого незаурядного Человека с большой буквы: “Святителю Лука, моли Бога о нас!

Источник: www.pravda.ru

Кто такой Святитель Лука и за что его почитают?

С 1 по 2 апреля верующие могут поклониться мощам Святителя Луки, которые выставили в Донском монастыре в Москве. АиФ.ru рассказывает о жизни святого.

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 году в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. Отец, будучи убеждённым католиком, не навязывал семье своих религиозных взглядов. Мать, Мария Дмитриевна, воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью.

При крещении младенца нарекли Валентином в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю, он стал и врачом, и священнослужителем.

Светская жизнь Святителя Луки

Свое детство Валентин провел в Керчи. В 1889 году семья переехала в Киев, где он окончил гимназию и художественную школу. После этого он подал документы в Академию Художеств, но позже их забрал, решив выбрать медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл.

В 1904 году в составе госпиталя отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением.

Осенью 1908 года уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии.

В начале 1909 года Валентин Феликсович подал прошение и был утверждён в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Иногда, не имея под рукой инструментов, в ходе экстренных операций он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток — женский волос. В 1910 году подал прошение на врача больницы Переславль-Залесского Владимирской губернии, где сначала возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь.

Пастырская деятельность

В 1921 году принял решение стать священником. Хирургическую и преподавательскую работу при этом не прекращал. «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — такому принципу он остался верен до конца своих дней.

В 1923 году он тайно был пострижен в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки и принял сан епископа. После этого последовали аресты и ссылки. Годы тюрем, сталинские лагеря и 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, но не сломили его — он не подписал документы и не отрекся от сана священника. В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

После Второй мировой войны владыка Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В течение всего времени своего служения на Крымской кафедре он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, служил и выступал с проповедями в храмах.

Заслуги в медицине

В 1946 году Войно-Ясенецкий был награжден премией Сталина первой степени за заслуги в медицине. Он дал первое систематическое учение о локальной анестезии с использованием этилового спирта, вводимого в нервные пучки, а также обосновал систематическое применение антисептических методов для гнойной хирурги еще до изобретения антибиотиков.

Как хирург он провел множество операций больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в таких областях хирургии, как нейрохирургия и ортопедия. Высказал ряд важных идей в отдельных медицинских областях: теория клинического диагноза, медицинская психология и деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена.

Почитание пи причисление к лику святых

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года. В ноябре 1995 года указом Синода Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. Архиепископ Лука был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских, в 2000 году.

Читайте также:  Как погрузиться в осознанное сновидение

Память святителя Луки верующие чтят в день его смерти, 11 июня.

Источник: aif.ru

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: откуда сила?

1.Что значит странная фамилия?

Непривычная для уха фамилия Войно-Ясенецкий принадлежала польским дворянам, ставшим к XVI веке русскими подданными. К XIX веку род обеднел, и про своего деда, мельника, святитель Лука писал: “курная изба, лапти, на медведя с рогатиной”. Отец святого выучился на фармацевта, “набожный католик, он был человеком чистой души, ни в чем не видевшим дурного, всем доверявшим, хотя по работе был окружен людьми нечестными”. Мать, Мария Дмитриевна, известна тем, что постоянно помогала – арестантам, раненым. Третьего ребенка – Валентина – как и остальных четверых, воспитала в православии.

2. О пользе юношеских метаний, максимализма и упорства

О медицине гимназист Валентин не помышлял – с точными науками было туговато, мечтая стать художником, учился живописи в Мюнхене. Потом увлекся народничеством, стал толстовцем: спал на полу, ездил с крестьянами косить рожь. В двадцать лет писал Толстому, просил повлиять на семью, отрицательно относившуюся к учению писателя. Прочитав запрещенную в России книгу кумира “В чем моя вера”, в толстовстве разочаровался, а юношеский максимализм остался. “Я решил, что не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей”. На медицинском факультете Киевского университета учился уже блестяще, Валентину прочили карьеру ученого, а он заявил: “Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским мужицким врачом”. И действительно, с 1905 г. до 1917 г. служил врачом в самой глухомани, только науку не бросал. И в тюрьмах, и в лагерях, и после десятичасового приема и оперирования больных обобщал опыт, писал труды по анестезиологии и гнойной хирургии. Но начал “карьеру” доктора Войно-Ясенецкий, уехав на Дальний Восток: шла Русско-японская война.

3. Женитьба на девушке, давшей Богу обет безбрачия

Сестра милосердия Анна Ланская – “святая сестра”, как называли ее раненые, покорила военно-полевого хирурга “не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью”. Два врача просили ее руки, но Ланская, дав обет безбрачия, им отказала, а вот перед Валентином Феликсовичем не устояла. Родила четверых детей, помогала с больными и умерла в 1919 г., в тридцать восемь лет, от туберкулеза, после первого ареста мужа.

4. Хирург от Бога? Да, плюс постоянная работа над собой

Гениальность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого как хирурга поражала и больных, и коллег: очевидцы рассказывают, что его руки, даже когда архиепископу Луке исполнилось 60, были “необыкновенно точны, соразмерны и виртуозны”. “Тончайшее чувство осязания, очевидно, было врожденным у отца, – вспоминал сын Михаил. – Он как-то, беседуя с нами, его детьми, на эту тему, решил доказать нам это “на деле”. Сложил десять листков тонкой белой бумаги, а затем попросил давать задания: одним взмахом острого (это было обязательным условием!) скальпеля разрезать любое количество листков. Опыт оказался удачным. Мы были поражены!” Оперировал он Лука Войно-Ясенецкий 68 лет!

5. Видеть в больном страдающего человека!

Редкостным было и отношение доктора к больным. “Приступая к операции, – учил он будущих хирургов, – надо иметь в виду не только брюшную полость и тот интерес, который она может представлять, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется “случаем”. Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле Поэтому не только выполните важную задачу подкрепить сердце камфарой, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках – усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно”.

6. Стать священником, когда люди боялись даже упоминать о Боге

В 1921 г. Войно-Ясенецкий появился в коридоре ташкентской больницы в рясе и с крестом на груди. Обратившемуся к нему по имени-отчеству ответил: “Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин”. “Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты: “Поп, помещик, белый генерал – враги Советской власти”, мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был. – вспоминает медсестра, работавшая с хирургом. – Перед тем как начать операцию, он должен был обязательно перекрестить ассистента, операционную сестру, больного. Он делал так вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды больной, по национальности татарин, спросил: “Я ведь мусульманин, зачем вы меня крестите?” “Под Богом все едины”, – прозвучал ответ”. В 1923 г. отец Валентин принял монашеский постриг с именем Лука – в честь евангелиста Луки, врача. В том же 1923 г. был тайно рукоположен в епископы, а через неделю его арестовали – начался 11-летний период ссылок и тюрем. Но ни ссылки, ни лагеря, ни Великая Отечественная война не остановили его научную деятельность и его служение хирургом.

7. Бесстрашие в вере

“Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? – спросил святителя Луку чекист Петерс (диалог произошел на слушании так называемого Дела врачей, сфабрикованного властями). – Разве вы его видели, своего Бога?”. “Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, – отвечал отец Валентин. – Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил”. (Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте зала.

8. Как человек может выдержать такие пытки?

“Был изобретен так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне, – рассказывал святитель Лука об аресте в 1937 г. – Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал на пол от истощения. У меня начались зрительные и тактильные галлюцинации. То мне казалось, что по комнате бегают желтые цыплята, и я ловил их. То я чувствовал, что под рубахой на спине извиваются змеи. От меня требовали признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу кого я шпионил. На это ответить не могли. Допрос конвейером продолжался 13 суток”.

9. “По окончанию войны готов снова вернуться в ссылку”

В начале Великой Отечественной войны сосланный святитель шлет телеграмму в Москву: “Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь в условиях фронта или тыла, там, где будет доверено. Прошу ссылку прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку”. “В конце июля прилетел на самолете в Большую Mypту главный хирург Красноярского края и просил меня лететь в Красноярск, где я был назначен главным хирургом эвакогоспиталя, – писал святитель. – В нем я проработал не менее двух лет. Раненые любили меня. Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали больные. Некоторые, безуспешно оперированные в других госпиталях и излеченные мною, салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами”.

10. Жизнь вопреки

С 44 лет, когда, исследуя трупы, хирург заразился возвратным тифом, он “уже ни одного дня не чувствовал себя здоровым, болезни преследовали” его. Преследовали, но не смогли победить. Святитель вернул жизнь десяткам тысяч больных, читал лекции (в рясе!), написал 55 научных трудов, оставил 10 томов проповедей. За труд “Очерки гнойной хирургии” епископ-хирург получил Сталинскую премию: 130 тысяч рублей из 200 он передал в детские дома, остальные разошлись по нуждающимся. Скончался святитель Лука в 1961 г., 84 лет от роду, в праздник Всех Святых, в земле русской просиявших. Верующие молятся святителю Луке, испрашивая исцеления от болезней.

В одной из проповедей святителя есть такие слова, “сказанные не от разума, а по собственному опыту”: “Вы спросите: “Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми?.” Вы спросите с недоумением, в ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово? А я скажу вам: “Да, да! Легко, и чрезвычайно легко”. А почему легко? Почему легко идти за Господом по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест” – говорил святитель Лука.

Источник: rg.ru