Сколько было Евангелий на самом деле

Сколько было Евангелий на самом деле

КАНОНИЧЕСКИЕ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

Священные книги христиан

Христианская религия возникла в первые века нашей эры в Римской империи Первоначально основы христианского вероучения зародились внутри секты[1] иудейской религии. Но постепенно христианство распространилось по всей империи, а в IV в. н. э. римские императоры признали его единственной религией в государстве. В течение почти всего средневековья христианство было господствующей идеологией в странах Европы. По учению христианской церкви, как оно существует и по сей день, бог послал на землю своего сына Иисуса Христа, чтобы тот указал людям путь к спасению и искупил их грехи. Люди, поверившие в Иисуса крестившиеся «во имя его» (обряд крещения представляет собой погружение в воду — символическое очищение от грехов) и выполняющие основные требования христианской религии, прежде всего требования послушания и смирения, и есть истинные христиане. Они после смерти попадут в рай, все же остальные будут наказаны за свои грехи в аду.

Если вы спросите любого верующего, откуда ему известно, что сын божий Иисус сходил на землю, был распят и воскрес, он ответит вам: «Ведь об этом сказано в Библии», Библия — собрание самых различных сочинений, объявленных священными христианской церковью. В Библии две части: Ветхий завет, где собраны священные книги древних евреев, и Новый завет, в котором как раз и рассказывается о жизни Иисуса Христа, его проповедях и воскресении, а также о деяниях его учеников— апостолов[2]. Первыми в Новом завете помещены четыре евангелия: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. «Евангелие» по-гречески означает «благая весть»: евангелия представляют собой рассказ о жизни и деятельности Иисуса, который якобы сообщил людям божественное откровение (принес благую весть). Церковники почитают евангелия как самую главную часть Нового завета, они учат, что именно в этих четырех произведениях излагается истинное учение Христа.

Матфей и Иоанн, по христианской легенде, были учениками самого Иисуса; Марк якобы был учеником апостола Петра, Лука — Павла. «Как можно сомневаться в том, что Иисус был сыном божиим, — твердят священники своей пастве, — когда все чудеса, им совершенные, вплоть до воскресения из мертвых, описаны самими очевидцами!»

Противоречия в евангелиях

Однако давно уже ученые обратили внимание на большое количество противоречий в рассказах четырех евангелистов: эти рассказы не соответствуют историческим фактам, противоречат друг другу. Так, в Евангелии от Матфея сказано, что Иисус родился во время правления в Иудее царя Ирода (гл. 2, ст. 1). А известно, что Ирод умер за четыре года до той даты, которую все христианские церкви считают датой рождения Христа и от которой ведется счет годам нашей эры. Авторы евангелий, видимо, плохо знали жизнь в Палестине: иудеи не ели свинины и не разводили свиней, так как считали свинью «нечистым животным», евангелисты же описывают стада свиней, в которых Иисус вселил бесов.

Свидетельства разных евангелий не согласованы друг с другом. У Матфея и Луки приводятся родословные Иисуса по линии Иосифа, мужа его матери (хотя Иосиф, по легенде, отцом его не был!). Матфей между Авраамом и Иисусом насчитывает сорок два поколения, а Лука — пятьдесят пять! Как же ученики Иисуса, которые, по учению церкви, были вдохновлены самим богом, могли так ошибиться в родословной божьего сына?!

Когда были написаны евангелия Нового завета?

Церковники считают, что евангелия Нового завета были написаны в середине I в. н. э. Но даже писатель середины II в., защитник и проповедник христианства Юстин, которого христиане почитают как мученика, в своих произведениях ничего не говорит об этих четырех евангелиях. Из сочинений Нового завета он упоминает только Откровение Иоанна.

Ученые, тщательно исследовав все противоречия евангелий, все свидетельства древних историков и христианских писателей, пришли к выводу, что евангелия Нового завета были написаны в разное время, в разных местах и совсем не теми лицами, которые указаны в заглавии[3].

Они создавались в течение первой половины II в., неоднократно переписывались и редактировались; как об этом пишет философ и критик христианства Цельс, живший во II в., «некоторые из верующих трижды, четырежды, многократно переделывают и перерабатывают первую запись евангелия, чтобы иметь возможность отвергнуть изобличения» («Правдивое слово», II).

Первые записи евангелий были сделаны не раньше II в. (фрагмент евангелия на папирусе, относящийся к II в.).

Сколько было евангелий?

Дело не только в том, что евангелия Нового завета, на которых зиждется учение христианской церкви, противоречивы и разновременны, — они вообще являлись лишь незначительной частью той литературы, которая создавалась, распространялась и почиталась как священная христианами II–IV вв.

Если внимательно прочитать произведения христианских писателей этих веков, то можно обнаружить у них упоминания большого количества евангелий самых разных авторов. Кроме четырех, вошедших в Новый завет, существовали евангелия Петра, Андрея, Варфоломея, Филиппа, Якова, двенадцати апостолов, два евангелия Фомы, совершенно разные по содержанию, и еще одно Евангелие от Марка[4].

Некоторые евангелия назывались по тем группам христиан, в среде которых они были распространены: Евангелие евреев (т. е. христиан иудейского происхождения), Евангелие эбионитов, Евангелие назареев (так называли себя некоторые христианские группы из иудеев). Христианский писатель второй половины II в. Ириней в своем сочинении «Против ересей» писал, что некоторые египетские христиане «дошли до такой дерзости, что назвали свое сочинение Евангелием Истины».

Церковь считает священными и боговдохновенными только четыре евангелия, вошедшие в Новый завет, все же остальные объявлены апокрифическими, т. е. написанными втайне (от греческого слова «апокриф» — тайный), и подложными, не принадлежащими ученикам Христа[5]. Но когда-то, в первые века развития христианства, эти евангелия распространялись, переписывались и почитались наравне с новозаветными.

Свидетельства Нового завета о существовании других евангелий

Почему мы можем говорить об этом с такой уверенностью? Да прежде всего исходя из данных самого… Нового завета! Евангелие от Луки, третье по порядку расположения евангелие Нового завета, начинается следующими словами: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова; то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил» (гл. 1, ст. 1–3). Таким образом, ко времени написания этого евангелия уже существовали многие жизнеописания Иисуса. Интересно, что автор третьего евангелия просто констатирует факт, без всякого противопоставления своего евангелия этим многим.

Тщательный анализ новозаветных текстов показывает, что иногда в посланиях к христианским общинам, написанных якобы апостолом Павлом, встречаются факты биографии Иисуса, не упоминаемые в четырех евангелиях. Например, в Послании к филиппийцам сказано: «Но уничижил себя самого (речь идет об Иисусе. — И. С.), приняв образ раба, сделавшись подобным человекам…» (гл. 2, ст. 7). В евангелиях Нового завета ни слова нет о том, что Иисус выступал в образе раба; вероятно, в распоряжении автора послания было какое-то жизнеописание, в котором этот факт упоминался.

Источник: www.litmir.me

Когда были написаны Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна?

Когда были написаны Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна)? Как им можно верить, если Евангелия так отдалены от времени, когда жил Иисус Христос? На канале “History” (“История”) я смотрел какую-то передачу, где говорили, что первое Евангелие было от Марка, и было оно написано 40 лет спустя после смерти Иисуса Христа. А также, что остальные три Евангелия скопировали Евангелие от Марка и что-то добавили к нему. Если это правда, то насколько они могут быть точны, если они так сильно удалены от времени жизни Иисуса?

Читайте также:  Приснилось что я беременна с маленьким животом

Спасибо за вопрос. Для многих людей вопрос, когда было написано Евангелие, кажется неважным до тех пор, пока не поднимается вопрос точности Евангелия. Если бы мы предположили, что Евангелие от Марка было написано в 70 году нашей эры, то это значило бы, что Марк ждал 40 лет после произошедших событий, чтобы начать писать. Хотя 40 лет — это не так уж и много. Не забывайте, что война во Вьетнаме закончилась более 40 лет назад, а ветераны этой войны все еще живы и рассказывают истории о том времени.

Проблема вот в чем — сложно показать, что Марк был очевидцем тех событий. Он конечно же не один из апостолов и его имя нигде не найти в Евангелии. Некоторые ученные делают предположения, что юноша, убежавший нагим в Евангелии от Марка 14:51-52, и был сам Марк, но доказательств для этого недостаточно. Ученые, которые придерживаются этой точки зрения, полагают так на основании того факта, что нагой юноша, казалось, не относился к самой истории, а был включен, чтобы показать, что автор был там. К тому же Марк жил в Иерусалиме (см. Деяния 12:12) и согласно церковной традиции Иисус и Его апостолы провели Пасхальный Седер (последний ужин) в доме Марка [1].

Но, как я сказал, доказательств, что Марк включил себя в Евангелие в качестве убежавшего нагого юноши достаточно слабое. Разумно будет сделать вывод, что Марк не был очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Но мы узнаем очень интересную вещь о нем из нескольких цитат некоторых ранних Отцов Церкви:

“Став переводчиком Петра, Марк записал точно все, что тот помнил. Хотя, он не изложил слова и деяния Христа в точном порядке. Поскольку он не слышал Господа и не сопровождал Его. Но, как я сказал, он впоследствии сопровождал Петра. Петр излагал учение в соответствии с потребностями [своих слушателей], но у него не было намерения дать последовательный рассказ слов Господа. Поэтому, Марк не сделал никакой ошибки, когда он таким образом записал некоторые вещи, как он их запомнил. С одной стороны, он уделил особое внимание тому, чтобы не пропустить что-то из того, что слышал, и в то же время не вставить чего-то вымышленного.” – Папиас, как цитирует Евсевий.

“После их смерти, Марк, ученик и переводчик Петра, также передал нам в письменном виде то, что проповедовал Петр.” – Ириней.

“Марк, переводчик и последователь Петра, начинает Евангелие таким образом.” – Ириней.

“Марк был последователем Петра. Петр публично проповедовал Благую Весть в Риме перед конными рыцарями Цезаря, и приводил множество свидетельств о Христе. Для того, чтобы тем самым они могли вспомнить то, что говорил Петр, Марк писал полностью то, что называется Евангелием от Марка.” – Клемент Александрийский.

“Такой луч благочестия засиял на умы слушателей Петра, что они не были удовлетворены лишь слушанием или неписанным учением божественного слова. Таким образом, со всевозможными просьбами, они умоляли Марка, которому приписывается Евангелие (а он был спутником Петра), оставить в письменном виде запись учения, которое он получил в устной форме. И они не оставляли его в покое, пока они не добились своего. И таким образом им мы обязаны священной книгой, которая называется «Евангелия от Марка». Узнав, что было сделано, через откровение Духа, сказано, что апостол был в восторге от энтузиазма этих людей и утвердил произведение для чтения в церквях, рассказывает Клемент в шестой книге Строматов.” – Евсевий, цитируя Клемента Александрийского (c. 195, E), 2.579.

Таким образом, Марк мог не быть очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса, но им точно был Петр. Петр был главным учеником и тем, кому Иисус явился лично после Своей смерти (см. Луки 24:34 и 1 Коринфянам 15:5, Симон и Кифа это два других имени Петра). Таким образом Петр был тем очевидцем, который нужен был Марку, чтобы составить рассказ. Интересно отметить, что Лука начинает свое Евангелие упоминанием, что многие люди составляли рассказы о жизни Иисуса, основанные на свидетельствах очевидцев (см. Луки 1:1-4).

Таким образом, проблема того, где Марк взял информацию, прояснена. Но как насчет того, что Евангелие от Марка было написано так поздно? Если Евангелие от Марка было написано в 70 году н. э., а другие Евангелия были написаны позже, то разве не значит это, что эти другие Евангелия (содержащие больше информации) были написаны слишком поздно, чтобы быть написанными очевидцами?

Для этого нам нужно изучить аргумент, почему ученые думают, что первое Евангелие было написано в 70 н.э. Историки абсолютно уверены, что в 70 году н. э. иудейский храм был разрушен во время падения Иерусалима. Интересно то, что это событие было предсказано в Евангелии от Марка 13:2, Матфея 24:2 и Луки 21:6. Вот как Лука рассказывает об этом предсказании:

“Некоторые из учеников говорили о том, как храм был украшен красивыми камнями и вкладами, посвященными Богу. Но Иисус Христос сказал: придут дни, в которые, из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено”.

Очень интересно, что Иисус сделал предсказание того, что, как исторически доказано, сбылось. Это, конечно, может служить историческим свидетельством того, что Иисус на самом деле был Бог. Хотя, чтобы объяснить этот феномен без признания божественности Иисуса, скептически настроенные ученные вынуждены заключить, что Иисус никогда этого не предсказывал. Вместо этого, Марк, Матфей и Лука все жили во время после разрушения храма, и они вложили это предсказание в уста Иисуса Христа. Как сказал в своей книге епископ Джон Робинсон “Новая датировка Нового Завета”:

“Один из наиболее странных фактов о Новом Завете это то, что то, что в любом изложении, казалось, было бы самым датирующимся и кульминационным событием этого периода – падение Иерусалима в 70 г. н. э., а с ней и развал институционального иудаизма, основанного на храме – ни разу не упоминается, как факт прошлого. Это, конечно, предсказано; а эти предсказания, в некоторых случаях по крайней мере, как предполагают, были написаны (или подробно изложены) после события.”

Проблема в том, что это предположение базируется на предпосылке, что Иисус не Бог, и таким образом был бы не в состоянии предсказать будущее, что по существу и есть та самая вещь, которую и нужно доказать скептически настроенным ученым. Поэтому это не может быть использовано как предпосылка для того, чтобы говорить, что Евангелия были написаны так поздно. Доказательство, что Евангелия ненадежные изложения жизни Иисуса, которое основано на том, что они, как предполагают, были поздно написаны — это ничто иное, как круговая аргументация. Логика следующая:

Предпосылка 1: Евангелиям нельзя доверять, потому что они были написаны несколько десятилетий после смерти Иисуса, и они, таким образом, похожи на легенду.

Читайте также:  Что обозначает татуировка ворона

Предпосылка 2: Это потому, что три из четырех Евангелий упоминают, что Иисус предсказывал событие (разрушения храма), которое, как известно, произошло через 40 лет после предполагаемого предсказания.

Предпосылка 3: Иисус не мог предсказать это, потому что Он не Бог. Таким образом, Евангелия, которые содержат это предсказание, были написаны после того, как событие произошло.

Вывод: Следовательно, Евангелиям нельзя доверять, потому что они были написаны несколько десятилетий после смерти Иисуса и поэтому похожи на легенду.

Как может видеть любой человек, вывод этой аргументации совпадает с первой предпосылкой. Это типичный пример софизма, все как из учебника.

Теперь, уничтожив доказательства, что Евангелия были написаны поздно, я теперь докажу, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки были написаны рано. Что касается Евангелия от Иоанна, я действительно верю, что оно было написано Иоанном, “любимым учеником” (см. Иоанна 21:20-24) незадолго до его смерти в 100 году н. э.

Дата падения Иерусалима говорит скорее о том, что Евангелия были написаны рано, чем о том, что они были написаны поздно. Это особенно верно в случае с Лукой. Лука единственный автор Евангелия, написавший продолжение к своему Евангелию, которое мы называем Деяния. В Евангелии от Луки автор описывает, как Иисус предсказывает разрушение храма, но в своем продолжении он не рассказывает, как это предсказание сбылось. Деяния оканчиваются тем, что Павел находится под домашним арестом в Риме в 60-62 г. н. э. Через восемь лет храм будет разрушен и предсказание Иисуса, сделанное в 21 главе его Евангелия сбудется.

Если бы Лука писал Деяния после разрушения храма, то кажется довольно странным то, что он не продолжил историю тем, что описал бы не только заключение Павла в Риме, но и закончил бы свою историю тем, что рассказал бы, что пророчество Иисуса сбылось. Тем более, что продолжение истории после заключения Павла привело бы к тому, что история также включала бы безвременную смерть Павла в 65 г. н. э. Поскольку Лука был попутчиком Павла, то это было бы очень естественным для Луки воздать должное павшему товарищу, если бы он писал книгу Деяний после его смерти.

В то время как Лука в последних пяти главах описывает ожидание Павлом суда перед цезарем и заканчивает книгу, не упомянув его. Очевидно, что Лука закончил книгу, прежде чем Павел предстал пред судом Цезаря и, прежде чем он был обезглавлен в 65 г. н.э. Поскольку Деяния — это продолжение Евангелия от Луки, оно должно было быть написано до Деяний, и поскольку Лука, вероятно, использовал Евангелие от Марка в качестве источника, то Евангелие от Марка должно было быть написано до Евангелия от Луки. Это значит, что и Марк, и Лука жили в одно время с очевидцами, с которыми они общались и брали информацию для своих Евангелий. Матфей и Иоанн сами были очевидцами и таким образом основывали свои Евангелия на том, что они сами помнили.

Автор: Браян Колон (Brian Colon)

Перевод: Александр Денисенко

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.

Источник: icocnews.ru

Сколько на самом деле было Евангелий

Церковью официально признаны только 4 Евангелия: от Луки, от Матфея, от Марка и от Иоанна. Однако на самом деле Евангелий гораздо больше. Но все они причислены церковными соборами к апокрифическим изданиям, то есть к тем произведениям, которые не соответствуют религиозным канонам.

Как и почему запретили другие Евангелия?

Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.

Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.

Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.

В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.

Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.

Запрещенные Евангелия

Если следовать хронологии библейских событий, то одним из первых следует отметить «Протоевангелие Иакова». В этой книге описывается рождение, детство и юность матери Иисуса Христа Марии, вплоть до появления на свет Спасителя. В этой версии Евангелия содержится множество отрывков из других, канонизированных церковью текстов. Исходя из названия данной книги, ясно, что на ее авторство претендует Иаков – сын отца Иисуса от первого брака. Однако эта версия не выдерживает критики, поскольку писатель был явно не знаком с иудейскими традициями. Об этом говорит, к примеру, тот факт, что, согласно тексту, трехлетнюю Марию отвели в храм, где она и жила до 12-ти лет.

Еще одно писание – «Евангелие детства», написанное, якобы, апостолом Фомой рассказывает о детстве самого Иисуса. В этом тексте маленький Иисус предстает перед читателем эдаким сверхчеловеком, причем, далеко не всегда добрым. Он может очищать воду, а может и «иссушить» ребенка, попытавшегося снова замутить очищенный водоем. А взрослые, которые жалуются на проделки Христа, внезапно слепнут. Однако, по мнению ученых, автором этого Евангелия никак нельзя считать Фому, так как согласно некоторым деталям повествования легко можно сделать вывод о том, что писатель не имеет ни малейшего представления о быте иудеев.

Кроме этих двух апокрифов, известны также Евангелия от Петра, от Марии, от Филиппа и от Варнавы, Евангелия Евы, Никодима и Иуды, Евангелие египтян, Евангелие двенадцати, Евангелие от евреев и другие произведения.

Сколько же всего Евангелий?

На самом деле точное количество всех Евангелий неизвестно. По некоторым данным оно исчисляется десятками. Однако даже если бы точная цифра всех версий Евангелия и была бы известна, она бы постоянно менялась. Дело в том, что древние тексты находят до сих пор. Например, самое старое изложение «Протоевангелия Иакова» было обнаружено только в 1950-х годах, а «Евангелие Иуды» — в конце 70-х годов ХХ века.

Источник: suharewa.ru

Что такое Евангелие

Что такое Евангелие: значение

Евангелие — это книга Нового Завета. В переводе слово «Евангелие» означает — благая весть. Для нас это — весть о христианстве. Образно говоря, Евангелие — новый «договор» между Богом и человеком, который исполнил то, что было сказано в Ветхом Завете и начал новую эпоху отношений человечества с Богом. Именно из событий, описанных в Евангелии мы узнаем о земной жизни Христа и апостолов. Книги Нового Завета были написаны во второй половине I века. Первыми из новозаветных книг были написаны послания святых апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере недавно основанных христианских общин; но скоро явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Вынос Евангелия и чтение отрывков из Нового Завета — важная часть богослужения во всех христианских конфессиях. Во время чтения Евангелия в западноевропейской традиции, где допускается сидеть во время некоторых моментов богослужения, прихожане всегда поднимаются со скамьи в знак благоговения перед Словом Божьим.

Читайте также:  Сексуальная совместимость знаков зодиака

Сколько Евангелий существует

Существует четыре канонических Евангелия, признанных Церковью.

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

И бесчисленное множество апокрифов, среди которых:

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Точной информации о том, истинно ли то, что написано в апокрифических текстах нет, а иные и вовсе выдают себя, как нечто, совершенно противоречащее Писанию.

Кто написал Евангелия

Авторы Евангелия — апостолы, ученики Христа (формально), считается, что Писание было создано по Божественному вдохновению. Апостолы описывали те события, свидетелями и участниками которых стали лично. В пользу истинности того, что написано в Евангелии говорит и история создания Нового Завета. После распятия Христа Его ученики были абсолютно сломлены и подавлены. Все, во что они верили рухнуло в один момент. Логичным было бы вести тихую и спокойную жизнь, признав свое поражение. Возможно, им даже пришлось бы скрываться. Но, получив весть о Воскрешении Христа, они с риском для жизни отправились проповедовать Его слово и, не сговариваясь, рисковали собой, приняв мученическую кончину.

Чем отличается Библия от Евангелия

Люди, начавшие изучать христианство, часто задаются вопросом «Чем отличается Библия от Евангелия?» и правильный ответ: ничем. Библия — это собрание книг Ветхого и Нового Завета, а Евангелие — Новый Завет, то есть — часть Библии, священного Писания. В иудаизме Библией является Танах, именуемый также еврейской Библией, в христианстве — Ветхий Завет и Новый Завет.

Источник: www.pravmir.ru

Opus Dei

“Все земные пути могут стать поводом для встречи со Христом.” (Св. Хосемария)

Что называют каноническими Евангелиями, и что — апокрифическими? Сколько их существует?

Кроме четырех канонических Евангелий, существуют и так называемые апокрифы.

Каноническими называют те Евангелия, которые Церковь признала богодухновенными (т. е. написанными под непосредственным воздействием Святого Духа). Только эти евангельские тексты достоверно передают апостольскую традицию. Их четыре и только четыре: Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

В конце II века нашей эры такую точку зрения четко сформулировал св. Ириней Лионский (Против ересей, 3, 11, 8-9). Церковь всегда отстаивала именно такую позицию по этому вопросу. В конечном итоге ею было внесено предложение закрепить именно такое отношение к четырем каноническим Евангелиям в качестве догмата веры. Этот вопрос рассматривался на Тридентском Соборе (1545г.-1563г.), когда утверждался канон книг Ветхого и Нового Заветов.

Композиция этих Евангелий основывается на увиденном и услышанном апостолами тогда, когда они сопровождали Иисуса Христа в период Его земного служения, и когда Он являлся им после Воскресения.

Господь наш повелел Своим апостолам отправиться на проповедь «благой вести» (евангелия) о Нем Самом и о спасении, которое через Него было даровано всему человечеству. Они немедленно взялись за это дело. В результате, в Палестине и в других местностях (в Антиохии, в городах Малой Азии, в Риме и т. д.) стали возникать небольшие христианские общины.

В этих общинах традиция нарождающейся Церкви приняла форму сообщений, или учений, об Иисусе. При этом, первые христианские сообщества опекали и направляли в развитии сами апостолы, которые удостоверяли правильность того, что в этих общинах проповедовалось. На третьей стадии процесса, приведшего к возникновению текстов Евангелий, то, что передавалось традицией Церкви, было записано и соединено таким образом, чтобы получилось подобие биографии Иисуса. Это и были первые Евангелия. Они предназначались для использования в конкретных общинах.

Первым по времени написания, как представляется, было Евангелие от Марка. Возможно также, что самым ранним был более короткий, чем он существует в современном виде, вариант Евангелия от Матфея, написанный по-еврейски или по-арамейски.

Три Евангелия (от Марка, от Матфея и от Луки) сходны как по своему содержанию, так и по форме изложения. Это так называемые синоптические Евангелия (от греческого слова synoptikos — обозревающий все вместе). Четвертое Евангелие, Евангелие от Иоанна, – наиболее богословское. Оно сильно отличается от первых трех. Но при создании всех четырех Евангелий священнописатели поступали, во многом, сходным образом. Каждый из евангелистов выбирал лишь некоторые факты из множества передаваемых традицией, соединял другие разрозненные факты, также достоверные, в единое целое, и приспосабливал все это для нужд конкретных читателей.

О том, что эти четыре Евангелия считаются апостольскими по своему происхождению, свидетельствует тот факт, что все они были восприняты и передавались дальше именно как написанные самими апостолами или их ближайшими последователями. Так, Марк был учеником св. Петра, а Лука – св. Павла.

Кроме четырех канонических Евангелий, существуют и так называемые апокрифы. А именно, апокрифические евангелия — это те, которые Церковь не рассматривает как часть истинной апостольской традиции, даже если в самих апокрифах и говорится, что автором их был один из апостолов.

Апокрифические евангелия появились сравнительно рано: о них есть упоминания уже во второй половине II века нашей эры. Информация, содержащаяся в апокрифах, не имеет той апостольской гарантии подлинности, которая есть в четырех канонических Евангелиях. Более того, во многих апокрифах содержатся идеи, прямо противоречащие апостольской традиции.

Слово «апокрифический» первоначально означало «тайный», так как эти евангелия были написаны только для особой группы посвященных, внутри которой они и циркулировали. Позднее это слово стало значить «поддельный» и даже «еретический».

Со временем количество новозаветных апокрифов все увеличивалось. Это происходило, главным образом, для заполнения пробелов в изложении подробностей жизни Иисуса, которые оставались в канонических Евангелиях (например, возникли апокрифические евангелия о детстве Иисуса). Также целью авторов этих апокрифов являлась пропаганда их собственного учения среди верующих под видом того, что это были истинные Евангелия, происходящие от апостолов (например, евангелие от Фомы). Это прямо противоречило традиции Церкви.

На основании отрывочных сведений, содержащихся в трудах Отцов Церкви по поводу существующих апокрифов как таковых, а также исходя из ссылок на рукописные источники, известно, что количество апокрифических евангелий превышает пятьдесят. Ориген Александрийский пишет следующее: «У Церкви есть четыре Евангелия, у еретиков их множество» (Проповедь 1 по Евангелию от Луки, с.13, 1802).

Источник: opusdei.org