Процесс изгнания дьявола название

Экзорцизм — изгнание бесов. История и способы проведения

Изгнание призраков, бесов, демонов или другой нечисти, которые способны вселяться в человека и приносить ему вред. Экзорцизм может проходить как спокойная, убеждающая беседа или как строгий ритуал, благодаря которому вселившееся в человека существо, напуганное именем Всевышнего, покидает его.

Понятие «экзорцизм» происходит от древнегреческого языка и означает «клятва». «Экзорцизм» в переводе на латинский язык звучит как «адюре», в русском означает «тот, кто приносит присягу». Проводить экзорцизм — это значит не столько изгонять нечисть, сколько «привести беса или демона к присяге», а также обратиться к высшим силам для того, чтобы они заставили сущность покинуть одержимого. Опубликованная в Америке, в 1972г., работа «Экзорцизм» раскрывает понятие этого ритуала – экзорцизм влияет на силы зла посредством торжества Иисуса Христа, связывает Его могущественностью и Его святой церковью.

В Христианской религии начало обряда экзорцизма , преимущественно в Римско-католической церкви, происходит с таких слов: «Побуждаю тебя, злой дух, к присяге Всемогущему Богу».

Согласно Святой Евангелии, Иисус Христос изгнал очень много бесов, но он не проводил экзорцизм, потому что ему не надо было призывать к Всевышнему.

Экзорцизм, как обряд, проводился, начиная с античной эпохи. В различных культурах люди верили в то, что злая сила постоянно вторгается в жизнь человека, поэтому экзорцизм считался повседневным явлением. Люди постоянно прибегали к помощи экзорциста при возникновении болезней, порожденных злыми силами. Экзорцизм злых духов, бесов, демонов или нечистой силы, созданных с помощью колдовства – это вполне обычное и распространенное явление в нашем мире. В зависимости от культуры и религии экзорцистом может быть священнослужитель, экстрасенс, колдун, шаман или целитель и т.д.

Экзорцизм различается по формам проведения, которые зависят от психиатрического или психического толкования личных расстройств, согласно которым человек чувствует себя одержимым некой чужой сущностью.

Христианская религия связывает экзорцизм с одержимостью нечистой силы, бесами. Это является происком дьявола. Доказательством одержимости считается умение одержимого человека левитировать, обладание невероятной сверхчеловеческой силой. Эти люди, как правило, не могут находиться в церкви, у них возникают припадки ярости, сопровождающиеся сквернословием; в состоянии одержимости они способны говорить на иностранных языках. Последнее качество было сильнейшим доводом в пользу одержимости для католической церкви. Служители церкви обращались к епископу для того, чтобы он одобрил экзорцизм.

Священнослужители сами проводили экзорцизм с помощью своих подчиненных, знахаря, а также, иногда, и члена семьи. При провидении ритуала экзорцизма одержимый претерпевал сильную боль, которая часто сопровождалась сильнейшими психическими реакциями, спазмами всего тела. Бесноватый мог плеваться, сильно потел, его тошнило, начинался понос. В помещении, где проводился экзорцизм, люди ощущали приливы холода и жара. Часто, сами по себе, перемещались различные предметы домашней утвари. Как правило, перед ритуалом экзорцизма их убирали, чтобы не сломались.

Специалисты по спиритизму характеризуют христианский экзорцизм как дуэль между сатаной и самим экзорцистом за душу одержимого. Во время проведения обряда экзорцизма священнослужитель и его помощник обязаны быть относительно безгрешны, чтобы сатана не мог обличить их в греховности и тем самым повлиять на них.

Всякому злоухищрению сатаны экзорцист вынужден противопоставить откровенное требование подчиниться и покинуть одержимого именем Иисуса Христа, угрожая нечистой силе сильнейшими мучениями и карой Господа. В довершение чего, экзорцист обязан пребывать в истинной вере, что всесильность Господа Бога превосходит все.

В христианской религии формальный обряд экзорцизма проводился исключительно в Римско-католической церкви. Не так формально экзорцизм, как ритуал, проводился протестантскими священнослужителями.

Ритуал проведения экзорцизма на первый взгляд может показаться жестоким. Экзорцист в то время кроме молитв и благовоний мог применять пытки для жертвы, а это рукоприкладство, пытка голодом, сквернословие в адрес подселившегося беса и т.п. В средневековье, в ритуалах экзорцизма, часто, да и по сей день, применяют соль, так как считают, что соль духовно очищает человека. Также используют церковное вино — Кагор, которое символизирует кровь Христову. Представители католической церкви являлись наиболее популярными среди экзорцистов. Многие священнослужители проводили обряд экзорцизма привселюдно на площадях, призывая злых духов Люцифера, Аштарота, Ваала, Намброфа, Данталиана и других покинуть тело одержимого человека.

В наше время церковь перестала придавать столь важное значение бесноватости и проведению обряда экзорцизма. Хотя в 1991 году правительство позволило одной из телевизионных компаний Америки провести в прямом эфире ритуал экзорцизма, изгонение демона из женщины. Это был первый в истории экзорцизм, который транслировали по телевидению в одной из шоу-программ. Одержимую тошнило и рвало, вела себя неадекватно, сквернословила, говорила мужским басом. Телезрителей экзорцизм не впечатлил, а скептиков совсем не убедил. Люди ожидали большего, так как пологали, что экзорцизм будет проводиться также, как и в полюбившихся в то время кинофильмах типа «Экзорцист», «Изгоняющий дьявола». Экзорцизм не помог женщине, и ей опять пришлось обращаться за помощью к психиатрам.

Харизматическое христианство Америки проводит экзорцизм с помощью молитв и лечения руками. Если человек действительно одержимый, пастырь вынуждает нечистую силу проявить себя. Бесы перечисляют те грехи, которые лежат в их основе: такие как Гордыня, Зависть, Похоть, Жадность. Если экзорцизм прошел успешно, то человек вновь приходит к Господу, а изгонявшие произносят благодарственные молитвы.

Совсем по-другому проводится экзорцизм в иудаизме. В Старом Завете осветляется одержимость и изгнание бесов. В Книге Самуила, Давид с помощью лиры изгонят демона из Саула, одержимого бесом. Книга Товита также упоминает экзорцизм; в ней главный герой узнал про экзорцизм от ангела Рафаила. В ранней талмудической литературе также описаны обряды экзорцизма. Наиболее известный экзорцизм — изгнание злого духа под именем диббук (в переводе с Еврита – «прилепление»).

В других мировых религиях также упоминается о бесчисленном количестве духов и демонов, способных завладеть душой человека, к которым применяется экзорцизм. Например, в шаманизме шаман способен входить в некий транс, с помощью которого он отвоевывает захваченную демоном душу одержимого, а потом изгоняет его.

В наше время эксперты в этой области и религиозные представители выдвигают свою точку зрения на бесноватость и экзорцизм. Ясновидящий и парапсихолог из США, Карл Уикленд со своей женою Анной утверждают, что вселившиеся духи не всегда могут быть злыми, вероятнее всего они оказываются в зависимости от ауры одержимого. «Вселившиеся духи порождают умножение или раздвоение личности человека, психические болезни и расстройства от легкий умственных отклонений до различных видов помешательства, неврозов, эпилепсии, дипрессии, клептомании, слабоумия, склонности к самоубийству, склонности к самоубийству, потери памяти, пъянству, развращенности, порочности, жестокости и т.д.» — указал Карл Уикленд в своей работе 1924г. «Тридцать лет среди мертвых». Карл Уикленд с Анною проводили экзорцизм с помощью уговоров и воздействием маломощного электричества на одержимого человека.

Многие английские религиозные представители, проводя экзорцизм, также использовали уговоры подселившихся духов. Священнослужитель Мартин Израел, который являлся еще и лектором патологии в одном из Лондонских университетов, одобрял этот способ экзорцизма и выдвинул мнение, что большая часть вселявшихся духов приходятся родственниками или друзьями одержимого, и они просто хотят довершить свои незаконченные земные дела.

Английский священнослужитель, преподобный отец Джеймс Смит заверял, что проводил больше 800 ритуалов экзорцизма. Священник твердо верил в нечистую силу и в неупокоенных душ. Джеймс утверждал, что при проведении экзорцизма, если это беспокойные духи вселились в жертву, то в помещении веет холодом, а вот если демоны — тогда сухим жаром. Преподобный отец Джеймс при экзорцизме проводил богослужение и надеялся скорее на веру в то, что неспокойные духи покинут жертву, что он сможет заставить их уйти навсегда.

Экзорцист и парапсихолог Дональд Пейс, проводя экзорцизм, ощущал вибрации нечистой силы, по которым определял уровень её злости и свирепости, порой чувствовал тяжелые отвратительные запахи. Экзорцист говорил, что обладает способностью видеть ауру человека, и если демон вторгается в ауру, он проводит экзорцизм и изгоняет его оттуда, принимая в себя, прежде чем изгнать. Экзорцизм Дональд часто проводил в несколько сеансов, так как все зависело от того, насколько подселившийся дух поработил человека.

В христианской религии отсутствуют формальные обряды экзорцизма из мест. Весь ритуал может заключаться только в том, что церковнослужитель окропит это место или землю святой водой и окурит ладаном, приказывая нечистой силе уйти прочь.

Источник: 4stor.ru

Процесс изгнания дьявола название

Очень важным здесь является осознание человеком того, что с ним произошло и какая здесь присутствует ответственность. Примечательным является эти слова из нового завета: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (От Матфея святое благовествование)

Научный подход

Современная медицина продолжает считать одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности. [1] [2] [3]

В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демонами». [4] Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.

Читайте также:  Как вызвать гномика, исполняющего желания: 4 ритуала

Встречающееся исцеление через экзорцизм ученые связывают с эффектом плацебо и самовнушением. [5] Некоторые люди, которые считали себя «одержимыми», в действительности страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание. [1]

В современном православии

В православной церкви практика очиcтки (экзорцизма) до последних времен была крайне редкой и экзотичной. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов замечает, что экзорцизм действительно имел место среди первых христиан в века чрезвычайных дарований, однако в последние два-три десятилетия замечен взлет его популярности. Осипов прямо увязывает этот феномен с «прелестью, то есть высоким мнением о себе, невидением своего духовного убожества».

Православная Церковь, по словам Осипова, всегда следовала словам Спасителя: «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью.

Появление в последние 200—300 лет в Православной церкви традиции отчитки как специального чина Осипов связывает с изданием так называемого «Большого требника» Петра (Могилы) в XVII в. и усматривает в этом следствие католического влияния, имевшего место в киевской духовной школе тех времен.

Некоторые православные миряне и священнослужители тоже поддаются желанию лишь физически исцелять людей, не имея прямого извещения от Бога. «Cлужба», называемая отчиткой или чином над страждущими от духов нечистых, состоит из чтения псалмов, канонов, молитв, Священного Писания, описанная в некоторых Требниках, и которую надлежит совершать с благословения епископа (правящего архиерея) [6] [7] . Участники таких «служб», обычно не видя даже фальсифицированного [источник не указан 525 дней] изгнания, всё равно полагают, что чин изгнания положительно сказывается на состоянии отчитываемого. В Русской Православной церкви постоянно высказываются за прекращение практики чина изгнания бесов [8] , приводятся доводы, что, не подвергаясь опасности, проводить изгнание бесов могут только святые. [9]

В настоящее время наиболее известным последователем экзорцизма в православии является архимандрит Герман из Свято-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад). Такой чин именуется «отчиткой» [10] .

Иные конфессии

В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.

Некоторые протестантские деноминации с большим энтузиазмом проводят обряды экзорцизма.

Экзорцизм также известен в исламе под названием «изгнание джинна», обряд весьма схож с христианским [11] .

В иудаизме существует традиция изгнания диббука. Диббук — душа преступника или нечестивца, которая не может покинуть Землю и вынуждена вселяться в другого человека. Изгнание диббука проводится цаддиком (праведником), в присутствии миньяна (10 совершеннолетних евреев-мужчин). Изгнание сопровождается трублением в шофар, как в Йом-Кипур (Судный день), и чтением заупокойных молитв. История диббука является сюжетом многих классических произведений в еврейской литературе (С. Ан-ский «Диббук», И.Башевис-Зингер «Сатана из Горая», «Корона из перьев» и др.).

Экзорцизм в кино, литературе

Фильмы

  • 2012 — Одержимая
  • 2011 — Время Ведьм
  • 2011 — Обряд
  • 2011 — Астрал
  • 2010 — Последнее изгнание дьявола
  • 2009 — Затащи меня в Ад
  • 2009 — Нерождённый
  • 2008 — Зеркала
  • 2006 — Остров
  • 2006 — Реквием
  • 2006 — Экзорцизм
  • 2005 — Константин: Повелитель тьмы
  • 2005 — Шесть демонов Эмили Роуз
  • 2002 — Дикий мессия
  • 2001 — Очень страшное кино 2
  • 2000 — Одержимый дьяволом
  • 1999 — Стигматы
  • 1990 — Я купил мотоцикл-вампир
  • 1973 — Изгоняющий дьявола

Сериалы

  • Американская история ужасов 2012
  • C.S.I.: Место Преступления (сезон 8, серия 3) 2000-настоящее время
  • Сверхъестественное 2005—2012
  • Rizzoli&Isles (сезон 1, серия 3) 2010
  • Прокурорская проверка 2011
  • Гриффины (сезон 5,серия 15)

Манги

  • Серый человек 2006-2008
  • Синий Экзорцист 2011-настоящее время

В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях (имена главных героев и место событий в фильме изменены). В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. Cвященник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования сверхъестественных сил и их способность вмешиваться в жизнь людей.

Изгнание диббука показано в фильме ужасов «Нерожденный».

В фильме «Остров» близко к повествованиям о жизни святых показано, как на самом деле могло бы происходить изгнание беса.

У писателя Павла Корнева есть серия книг под названием «Экзорцист» («Проклятый Металл» и «Жнец»)

Источник: dic.academic.ru

Что значит обряд экзорцизма? Отношение церкви и психиатрии

Само слово экзорцизм звучит загадочно и мистически. В общем контексте его можно определить, как процедуру изгнания потусторонних сил из одушевлённых или неодушевлённых объектов. Статья про экзорцизм в Википедии рассматривает истоки, практику и примеры обряда в христианстве, исламе, иудаизме, а также отражает медицинскую позицию.

Экзорцизм в контексте разных религий

В рамках определённой религии или системы верований термин экзорцизм приобретает свои оттенки. Общей остаётся идея подчинения духа человека злым силам.

Экзорцизм в православии и католической церкви

В соответствии с православными канонами изгнать бесов способен только Господь или святые. Обряд экзорцизма называют отчиткой. Священник читает молитву на старославянском языке, тем самым просит Господа помочь, осеняет крестным знаменем. Важный элемент — курение ладана. После изгнания, необходимо соблюдать пост и молиться, иначе нечистая сила вернётся.

В рамках православной церкви часто высказывается мнение, что обряд следует запретить. Сторонники этой идеи подчёркивают риск экзорцизма, утверждают, что проводить его могут только святые.

В католической церкви экзорцизм направлен на изгнание злого духа и признаётся официальной процедурой. Описание обряда находят в церковных книгах XVII века.

Духовное лицо, как правило, низшего сана, может быть назначено на должность экзорциста после специального обучения.

Одержимыми гораздо чаще признают женщин. Характерными чертами одержимости дьяволом считают:

  • отказ от молитв;
  • сжатие рта;
  • выкрикивание брани и неизвестных слов;
  • проявление нечеловеческой силы;
  • конвульсии;
  • вращение глазами.

В католицизме обряд экзорцизма проводится перед Крещением. Это позволяет открыть душу, освободить в ней место.

Экзорцизм в других религиях

В иудаизме изгнанию подвергается диббук, — привязанная к Земле душа преступника или нечестивца.

В Исламе упоминаются злые джины. Живут эти сущности на кладбищах, в заброшенных домах. Джины могут переселиться в человеческое тело. Экзорцист вступает в диалог с духом, просит его уйти. В некоторых случаях требуется кровопускание.

В буддизме демоны являются результатом кармических загрязнений. Духов пытаются отогнать мантрами, мандалама, амулетами или уговорить и задобрить подношениями. В крайнем случае используют заклинания и перемещают злую сущность в неодушевлённый предмет.

Экзорцисты России

Рассказывая про экзорцизм, Википедия упоминает ряд православных священнослужителей, которые проводят отчитку:

  • архимандрит Герман из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
  • архимандрит Адриан из Псково-Печерского мужского монастыря;
  • архимандрит Нектарий из Оранского Богородицкого монастыря;
  • протоиерей Василий Лихван из церкви Святого мученика Иоанна Воина в Новокузнецке;
  • игумен Кронид из Свято-Рождественского мужского монастыря в Пензенской области.

В других источниках встречается упоминание об отце Симеоне из Михайлово-Архангельского монастыря Башкортостана.

В Грозном функционирует медицинский центр, в котором ведут борьбу со злыми джинами. Главный инструмент — священная книга Коран. Дополнительно используют оливковое масло и воду. Экзорцист вступает в диалог с духом, просит его уйти.

Обряд экзорцизма

Истоки ритуала экзорцизма лежат в древних культах. Обряд встречается во всех мировых религиях. Существуют различия в терминологии и инструментах, суть же очень близка.

Характерные черты

Экзорцист должен укрепить себя молитвами, выяснить имя беса, а затем приказать дьяволу покинуть тело жертвы. В случае успеха, человек возвращается к нормальному состоянию.

Считается, что во время молитвы, демоны проявляют себя и пытаются противостоять. Нельзя поддаваться этому и прерывать чтение. Обряд проводится без использования лекарственных средств.

В прежние времена экзорциста сопровождал помощник, который тщательно фиксировал все происходящее. В современных условиях, используют видеозапись.

Лучше, если при этом будет присутствовать кто-то из родственников и врач. Тело одержимого подвергается при обряде сильнейшему воздействию, он испытывает боль, судороги, рвоту. Может потребоваться помощь.

Обряд проводят в закрытой комнате, чаще спальне больного. Лишние предметы выносят. Используют религиозные символы: распятие, святую воду, ладан.

Существуют особые требования к экзорцисту. Он должен быть чист в духовном плане, соблюдать пост.

Встречаются случаи изгнания злых духов из домов и других помещений. В популярной компьютерной игре World of Warcraft существует квест, под названием экзорцизм для деревьев. Если не вдаваться в терминологию цифровой вселенной, его суть заключается в необходимости найти и собрать несколько элементов артефакта. С его помощью изгнать духов из древа мудрости.

Опасность, которую несёт обряд

Экзорцизм — сложный обряд. Известны случаи, когда он приводил к смерти. Причиной, как правило, становилось слишком интенсивное воздействие на тело, удары, удушение или истощение.

Начинающий экзорцист должен понимать, с чем придётся столкнуться. Изгоняя демона, человек вступает с ним в контакт. Устоять, не подвергнуться его соблазнам, сможет только сильная и чистая душа. Начинающему экзорцисту придётся изучить множество теологических книг, которые написаны, в том числе, на латыни.

Человеку, вступившему на путь борьбы со злом, опасно иметь семью. Демоны могут оказывать влияние через близких.

Читайте также:  Камни для овна девушки

Экзорцизм и психиатрия

Некоторые эксперты, отвечая на вопрос, что такое экзорцизм, предлагают понимать его как практику лечения психических расстройств. Наиболее это характерно для ранних обществ, в которых не существовало научной психиатрии.

Факты излечения с помощью ритуалов изгнания в современных условиях они объясняют, как самовнушение или эффект плацебо. Отмечают, что некоторые пациенты ведут себя как избранные дьяволом для привлечения внимания.

Википедия приводит несколько примеров исследований советских психиатров. На первый взгляд, они подтверждают бесовский характер некоторых расстройств. Но затем упоминает, что нет абсолютной уверенности в чистоте экспериментов.

Экзорцизм: правда или вымысел

Благодаря мистическому контексту экзорцизм получил широкое распространение в художественных образах. Обряд лёг в основу многих книг, фильмов и сериалов. Среди самых популярных: «Шесть демонов Эмили Роуз», «Константин: Повелитель тьмы», «Изгоняющий дьявола».

Экзорцизм находится на грани осязаемого рационального мира и области потусторонних сил. Кто-то уверен, что этот обряд правда, другие утверждают — вымысел. К наиболее известным зафиксированным можно отнести случай немки Аннелиз Михель. Сторонники и противники приводят свои аргументы и подтверждения.

В сети можно найти множество примеров видео и фото как жертв бесов, так и процесса изгнания. Однозначно утверждать факт подлинности материалов довольно сложно. Это вопрос веры в потустороннее и силы священнослужителей, религиозные символы.

Источник: devochki.guru

Экзорцизм

«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)

А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь ( Мк. 16:16 ).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»[1]

Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» ( III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются[2]. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы ( XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы[3], а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» ( Деян. 19:13 ), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»[4].

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования[5], поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».

«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»[6].

У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»[7].

Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»[8]. Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»[9].

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» ( Иак. 5:16 ), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 )»[10].

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: « Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».[11]

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются»[12].

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»

«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».[13]

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Читайте также:  Камни голубого цвета: названия, свойства и значение

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445.
2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские труды. Сб. 21. С. 31.
3. Григорий Синаит ( XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки… Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274).
4. Там же. С. 72.
5. Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190).
6. Лавсаик. М., 1992. С. 126-127.
7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440.
8. Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381.
9. Там же. С. 223. Вопрос 301.
10. Там же. С. 416. Вопрос 673.
11. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30.
12. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45 .
13. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217-218.

Статья напечатана в журнале «Православная беседа» № 1, 2000 год.

Источник: azbyka.ru

Обряд изгнания дьявола – что это такое

В большинстве религий мира существует деление на добрых и злых духов. С верой во властелина Ада связано представление о том, что он может внедряться в человека, вытягивая из него энергию, провоцируя развитие болезней и даже смерть. Практикуемый еще сотни лет назад древний обряд изгнания Дьявола до сих пор является частью многих верований и потому вызывает немалый интерес и в наши дни.

Одержимость дьяволом у разных народов

Упоминания об одержимости встречаются в самых древних времен практически во всех уголках земного шара. По одной из версий обряды, направленные на изгнание злых духов, проводили еще представители одной из первых цивилизаций человечества – шумеры. Сегодня эти ритуальные действа, хоть имеют схожую структуру, на разных языках звучат по-разному: доджо – в Японии, эмбрухада – в Мексике, кунамдва – в Руанде…

Обряд изгнания Дьвола называется экзорцизм. В переводе с греческого этот термин дословно обозначает «запрет бесам». Распространенное мнение, что его практикуют только представители католической и христианской церкви, ошибочно. В исламе ритуал, направленный на борьбу с духовными сущностями, имеющими потустороннюю природу, называется «изгнание джина».

В иудейской религии он именуется как «изгнание Диббука». В переводе с иврита «диббук» звучит как «злой дух», который не закончил в земной жизни свое предназначение и потому вселяется в тела живых людей. В проведении ритуала участвует раввин с десятью помощниками миньянами – представителями сильного пола среди иудеев.

В буддизме процедура изгнания бесов относится к числу духовных практик. Согласно этому религиозно-философскому учению подселение злых духов считается кармическим загрязнением. Выполняя ритуал «очистки», верующий развивает свой энергетический потенциал и обретает мудрость. Задача сводится к тому, чтобы посредством чтения мантр и задействования приемов визуализации перенести беса на какой-то предмет, а затем сжечь его в костре.

Аналоги экзорцизма встречаются и в религиозных учениях коренных народов Латинской Америки. Как это ни ужасно, применяемые духовными лидерами методы изгнания злых духов нередко сопрягаются с умерщвлением самого одержимого.

На западе интерес к одержимости зародился в 70-х годах прошлого века, когда на экраны вышла картина «Экзорцист» по роману писателя Блэтти. Фильм произвел на людей неизгладимое впечатление. Медики зафиксировали даже случаи, когда после просмотра картины у людей впоследствии развивался так называемый «кинематографический невроз». Он проявлялся в том, что люди искали у себя симптомы, подтверждающие, что их телом владеет Сатана.

Самое удивительное, что спустя 20 лет один из американских каналов транслировал в 1991 году обряд изгнания Дьвола. Зрители стали свидетелями, как из тела молоденькой девушки выгоняли нечистую силу. Перед началом трансляции ритуала выступил местный священник с обращением к своей пастве: «Дьявол реален, но с ним можно бороться».

На самом деле, пропаганда подобных ужасов выгодна и кинодельцам и представителям церкви. Первые получают огромные доходы от проката. Вторые – прекрасную возможность воздействовать на публику, укрепляя тем самым в народе веру в Бога и в то, что только представителям церкви под силу одолеть Сатану.

Самые известные истории

Существует расхожее мнение, что великий художник Сальвадор Дали был одержим злыми духами. Что подвигло столь неординарную личность на этот отчаянный поступок, так и осталось загадкой. Обряд изгнания Дьявола провел в 1947 году его близкий друг монах по имени Габриэла Мария Берарди. В благодарность за успешное завершение процедуры испанский живописец подарил монаху скульптуру Иисуса на кресте.

Самой известной одержимой 20-го века является Аннелиза Михель. Девушка умерла в возрасте 24 года. Считается, что с 16 лет в ее теле жили сразу шесть сущностей – демонические духи Люцифера, Иуды Искариота, Нерона, Каина, и Адольфа Гитлера.

Родители Аннелизы сначала пытались исцелить дочь курсами, проводимыми в психиатрической больнице. Но лечение не дало результатов. Тогда девушка, воспитываемая в строгой католической семье, попыталась излечиться, искупив грехи строгим постом и многочасовыми коленопреклонениями. Длительное голодание и пребывание в коленопреклонной позе усугубили состояние.

После этого родители обратились за помощью к священнослужителям. Те на протяжении нескольких месяцев провели над юной особой порядка 70 обрядов. Каждую процедуру они записывали на магнитофонную ленту. Эта история, имеющая неутешительный финал, легла в основу фильма С. Дерриксона под названием «шесть демонов Эмили Роуз».

Ситуация, когда завершение процесса имело для участников ритуала плачевные последствия, не единична. Так известен случай, когда в 1975 году мужчина, являвшийся участником религиозной группы, в стремлении исцелить свою жену, избежав при этом вмешательства психиатров, во время совершения ритуала совершил убийство.

Аналогично закончился обряд, проводимый в Австралии в 1993 году, когда двое мужчин во время изгнания убили молодую женщину, приходившуюся одному из них супругой.

Самое удивительное, что ключевым руководством по проведению экзорцизма для священнослужителей выступал средневековый документ, выработанный католической церковью еще в 1614 году – времен, когда в средневековой Европе сжигали на кострах «ведьм».

Одержимость или болезнь?

В большинстве случаев страшные истории о беснующихся людях на поверку оказываются следствием протекающих психических болезней. В психиатрии, изучающей душевные расстройства, выведен специальный термин – демономания. Под этим понятием понимают помешательство, при котором больного постоянно преследует навязчивая мысль, что в него вселился злой дух.

Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд демономанию относил к числу неврозов, при котором человек сам себе придумывает одержимость сатаной. По мнению австрийского психиатра демоны на самом деле являются результатом подавления желаний.

Некоторые психиатры отмечают, что имея дело с пациентами, страдающими демономанией, при разумном использовании проводимый ритуал может приносить определенную пользу. Подтверждением тому является пример, описанный психиатрами университета Вандербильт. Имитация проведения обряда с участием священника-фундаменталиста помогла наблюдаемому ими трудноизлечимому и беспокойному пациенту успешно преодолеть психологический барьер, сделав первые шаги к исцелению.

Современные требования к проведению ритуала

Обряд изгнания Дьявола проводят и в наши дни. Как и сотни лет назад, он несет четкую структуру и включает комплекс мистических манипуляций, которые призваны воздействовать на демоническую сущность так, чтобы она безвозвратно покинула тело одержимого. Обряд могут выполнять подвижники, получившие благословение у представителей высших духовных санов. Церковь установила ряд требований, которые необходимо совершать во время ритуала.

Основные из них звучат так:

  • Человек, решившийся на его проведение, должен быть психически здоров и энергетически силен. Ведь неизвестно, как поведет себя беснующийся человек.
  • Обряд проводят в специальном помещении, в интерьере которого отсутствуют легковесные предметы мебели и мелкие вещи.
  • При проведении процедуры должен присутствовать свидетель, имеющий крепкое физическое и психическое здоровье.
  • Сама процедура записывается на видеокамеру.

Ритуал в зависимости от степени одержимости может включать полный комплекс манипуляций и молитв, либо же представлять собой сокращенный вариант. Так малый вариант экзорцизма сегодня зачастую включен в обряд крещения в католической церкви. Сегодня официальное разрешение от Ватикана на проведение подобного рода ритуалов имеет только Международная ассоциация экзорцистов.

Источник: xn--e1aahgrctjf9g.com