М. Забылин. О женитьбах и свадьбах в старину на Руси

Старинные свадебные обряды на Руси : традиции, о которых мы не знали

Многие люди задаются вопросом, откуда взялась красивая традиция проводить свадьбу? Почему проводят мальчишник и девичник? Почему невеста должна быть в белом платье? Что означает фата?
Оказывается, все свадебные традиции и обычаи прямиком пришли к нам от наших предков. История свадебных обычаев на Руси и бракосочетания берет свои истоки еще со времен Древней Руси.

Свадебные обряды на Руси

Главным условиям славяне считали, что невеста должна была соответствовать жениху по статусу, в том числе материальному. Если семья девушки жила в богатстве, то и жениха выбирали не ниже рангом. Интересный факт, жених мог даже не видеть свою будущую жену в лицо, как и она будущего мужа. Жену для сына выбирали родители. Увидеться они могли только во время свадебного торжества. Невеста могла быть довольно молодой, не старше тринадцати лет. В столь юном возрасте уже все умела делать по хозяйству, шить, готовить. Считалось, что свадьбу нужно проводить либо осенью, либо зимой. Покров – священный праздник, который чтили славяне. Покров благословляет молодых супругов на долгую семейную, счастливую жизнь.

Свадебные обряды в Древней Руси проходили в три этапа.Сначала пора подготовки. Этот этап назывался предвенчальным. В него входили сватовство, знакомство с родителями, девичник, подготовка приданого.

Сватовство

После того, как пара решила соединить себя узами брака, семья девушки активно готовилась к встрече жениха и его родителей. Тестя и тещу называли сватами. Это название родни так и осталось по наши дни. Накрывали большой стол с белой скатертью. Готовили вкусный обед. Молодой парень не должен был просто прийти, тем более один и с пустыми руками. Он должен был приехать вместе со всеми родственниками, отцом, дедом, братьями на телеге, запряженной лошадьми. Все украшено лентами и колокольчиками, чтобы было видно всем, что люди едут свататься. Невеста должна была услышать подъезжающего жениха и выбежать встречать.

Все знакомились. Молодой жених одаривал подарками родителей. Будущему свекру дарил вино, мясо, тулуп, жилет из шкуры животного. Бобра, лисицы, медведя. Ритуал подарка означал высокое уважение и серьезные намерения насчет их дочери.

Приданое

После благословения родителей назначалась дата свадьбы. Потом девушка начинает готовить себе приданое. Ей помогала мать, старшая сестра, бабушка. Приданое было разное и зависело все от того же семейного статуса:

  • платья;
  • шубы;
  • посуда;
  • картины;
  • шторы;
  • постельное белье, одеяло, покрывало;
  • ковры.

Девичник и мальчишник

Новоиспеченная невеста проводила девичник. Проводили его накануне предстоящей свадьбы, за три дня. Это не веселая вечеринка подруг с подарками, как у нас сейчас. Все было совсем по-другому.
В Древней Руси невеста собирала всех женщин села, подруг, родственниц. Обязательно приглашала в дом вытницу. Этих женщин на Руси было очень мало, поэтому были в почете среди славян. Вытница пела страдальческую песню, а девушка плакала. Так было принято прощаться с молодостью, своей беззаботной юностью, родительским домом. Она обязательно должна была плакать, иначе ждал несчастливый брак.

После этого девушка звала всех женщин в свой дом за стол. Пили вино, ели, плакали. Она дарила всем женщинам два пояска. Потом все начинали петь песни. Пели и пели, а если родители разрешали дочери выйти из дома, то они шли в поле (летом) или ездили на санях (зимой), пели песни громко хором. Потом девушка отправлялась вместе с лучшими подругами в баню, которые ее мыли к предстоящей свадьбе.
А вот у жениха, все было не так весело. Он просто шел один в баню и ему нужно было всю ночь молчать.

Свадьба

Второй этап старинного свадебного обряда на Руси назывался свадебным, конечно же, включал в себя само торжество.Первый обряд свадьбы на Руси начинался рано на рассвете. Будущая жена читала в доме будущего мужа разные заклинания от сглаза.

Выкуп

Потом приезжал жених за своей невестой, но чтобы ее забрать, а точнее до нее добраться, ему предстояло выполнить много нелегких заданий. Все проходило весело. В нем участвовала вся родня со стороны невесты. Сначала перегораживали въезд жениху в саму деревню. Потом к воротам. Если жених не мог справиться с препятствием, тогда ему приходилось платить монетой. Они не пытались его обобрать до нитки. Так гласили традиции. Разрешалось помогать только другу-свидетелю.

Сам обряд свадьбы на Руси проходил в веселой, торжественной обстановке. Молодых при входе в место церемонии мать жениха посыпала обоих овсом и пшеном. Этот обряд означал богатство в будущей семье.

На свадьбу звали всех, от мала до велика. Соседей, друзей и всю родню. На свадьбу мог прийти любой человек, даже незнакомый.

Что было принято дарить на свадьбу

Согласно древнерусским традициям, молодоженам было принято дарить

  • белые полотенца с красивой бахромой;
  • плетку, чтобы жена не забывала, кто в доме хозяин, где ее место;
  • различные кухонные принадлежности;
  • изделия из фарфора, хрусталя.

Одаривали не только молодых, но и родителей брачующихся.

Почему невеста надевала белое платье.

Белое платье славяне считали показателем невинности и душевной чистоты девушки. Если девушка не была невинной, она не имела права надевать белого платья. Это наказывалось и считалось как неуважение к русским традициям.
Букет девушки собирала свекровь из полевых цветов, которые находили даже зимой. Так гласили традиции. На Руси свадьба была праздником для всего села. Все пели и танцевали. Длилась свадьба ровно три дня. Это делалось специально, чтобы проверить выдержку молодых. Им приходилось высиживать все три дня, иначе счастье не видать.

На второй свадебный день, молодые уходили в заранее подготовленное родственниками для них ложе, которое могло быть в хлеву, на сеновале или в бане. Потом любой мог прийти туда и посмотреть рубаху невесты, доказывающую ее невинность. Вот так и проходили свадьбы на Руси. Традиции очень интересные и не придуманы из головы.

После возвращения молодых супругов на свадебное торжество, сваха снимала с невесты фату и надевала кику. Головной убор, который означал, что невеста больше не девочка, а теперь жена, хозяйка в доме, будущая мать.

Свадебные обряды славян до сих пор пользуются спросом у нынешних молодоженов. Люди десятилетиями хранят обычаи и традиции предков.

Славянские свадебные обряды любятся многими современными людьми. Организаторы свадеб всегда включают многие обычаи и традиции из древности.

После свадьбы

Вот и прошли три свадебных дня. Теперь молодые начинают жить вдвоем. Жених всегда заносил невесту в дом на руках. Это считалось хорошим поверьем. Так он говорил домовому, что теперь хозяйка тут женщина.
Женщина и мужчина хранят верность друг другу до конца, потому что во время брачной церемонии дали клятву перед Богом. Это считалось важным обрядом на Руси. На свадьбе случился их первый поцелуй. С годами появлялась любовь другу к другу и уважение.

Если семья жила счастливо, богато, то это означало, что они провели все необходимые обряды во время свадьбы и придерживались древнерусских традиций. Платье женщина хранила в сундуке и доставала только, чтобы отдать его своей дочери. Но это было не обязательно. Платье могла сшить сама девушка с подругами.
Когда муж умирал, то жена оставалась вдовой на всю жизнь, она больше не могла выйти замуж.

Вот такие интересные традиции пришли к нам из Древней Руси. Все обычаи не были выдуманы на пустом месте, они несли в себе целую историю, которая дошла и до наших дней.

Источник: perstni.com

Свадьба на Руси в старину и наши дни: что осталось от традиций предков в XXI веке

План старинной русской свадьбы, конечно, отличается от сценария современного свадебного действа, но объединяет их многое. Давайте сравним.

В разных уголках Древней Руси были свои свадебные традиции, однако общий план старинной свадьбы был единым. Сопоставим древний и современный сценарии свадебного торжества.

1. Сватовство, помолвка, сговор – Предложение руки и сердца.

Сватами в старину называли людей, которым поручалась ответственная миссия – устроить свадьбу. Найти хорошую невесту или жениха помогали профессиональные свахи, а иногда в роли свата выступал кто-то из родных или даже сам отец.

Обычно сваты от жениха приходили в дом невесты и вели переговоры с ее отцом, если он давал добро, то сваты приглашались на смотрины, чтобы познакомиться с невестой лично и оценить ее.

Когда все проходило удачно, совершался сговор – окончательная договоренность о свадьбе и размере приданого. После этого устраивали праздник – помолвку. На ней о решении двух семей породниться рассказывали всему честному народу и раздавали угощения. В деревне помолвка представляла собой довольно скромный ужин, а в дворянских усадьбах – это был бал, который начинался с вальса жениха и невесты.

Вместо сватовства девушки ждут предложения руки и сердца от своего возлюбленного. Желательно в романтической обстановке с цветами и колечком.

Сейчас обряд сватовства стал пережитком прошлого, хотя родителей молодых по-прежнему называют сватами. Вместо сватовства девушки ждут предложения руки и сердца от своего возлюбленного. Желательно в романтической обстановке с цветами и колечком.

Читайте также:  Кому молятся о заключенных в тюрьме

Если раньше сваты должны были произвести впечатление на родителей невесты, то сейчас жених должен покорять свою невесту сам. Некоторые мужчины делают очень оригинальные предложения, чтобы окончательно завоевать сердце любимой, растрогать ее до слез – в такой ситуации она точно не сможет отказать.

Если девушка отвечает “да”, то это же событие называют и помолвкой. Его же можно считать и сговором, потому что решение пожениться девушка и молодой человек сегодня принимают самостоятельно, без участия родителей. Современные влюбленные со дня предложения меняют свой статус в соцсетях с “в отношениях” на “помолвлен/помолвлена”.

2. Смотрины невесты – Знакомство с родителями.

Смотрины невесты сегодня можно сопоставить со знакомством с родителями. Оно не всегда происходит после предложения руки и сердца, часто даже до него. Тем не менее и сейчас это очень важный момент в жизни каждой молодой пары. Если мужчина решает представить свою возлюбленную родителям, значит он относится к отношениям очень серьезно. То же можно сказать и о девушке.

Каждый из пары обычно волнуется перед первой встречей с родителями любимого человека, готовится к ней и хочет произвести хорошее впечатление. Девушки больше переживают за встречу с мамой любимого, а мужчины – за встречу с ее отцом. То, как родители оценят вторую половину своего сына или дочери, может сильно повлиять на отношения пары в будущем. Если знакомство проходит хорошо, то вероятность того, что молодые поженятся, сильно возрастает.

3. Помолвка – Время подготовки к свадьбе.

Помолвкой раньше называли не только праздник по поводу решения молодых пожениться, но и все время, которое проходило до свадьбы. Помолвка могла длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а иногда – случалось и такое – она расстраивалась. То есть свадьбу по каким-то веским причинам отменяли.

Сейчас пары к свадьбе готовятся за разное время, так как мнение о том, каким должно быть торжество у всех разное. Некоторые устраивают скромный праздник с ужином, а другие – яркое торжество, продуманное до мелочей. В первом случае на подготовку хватит и месяца, а во втором – свадьбу организуют от полугода до полутора лет.

4. Девичник.

Современные девичники кардинально отличаются от тех, что проходили в старину. Сегодня это яркая веселая вечеринка, на которой подружки невесты поздравляют ее (часто шуточно), радуются ее счастью, а сама невеста наслаждается их вниманием. Конечно, повод для радости есть – невеста выходит замуж за любимого, ее судьба устраивается, как ей хочется, с этим ее можно только поздравить. А нота грусти, связанная с прощанием с “холостой” жизнью сегодня, скорее, символическая.

В старину же все было не так весело. Несмотря на то, что свадьба была важным и позитивным событием в жизни любой женщины, в нем была и большая ложка дегтя.

Во-первых, очень молодую и неопытную девушку забирали из родительского дома в чужую семью. Несмотря на все предсвадебные мероприятия, было абсолютно не известно, как ее в этой семье примут, найдет ли она общий язык с родственниками мужа и насколько удачно сложится ее жизнь. Во-вторых, невеста до свадьбы могла вообще не видеть своего жениха и не знать его. То есть после свадьбы ей предстояло вступить в близкие отношения с совершенно чужим человеком. Так что и сама девушка и вся ее родня сильно переживали.

На девичник собирались подруги невесты и все ее родственницы, они дарили ей подарки и пели жалобные песни. Невесте же полагалось плакать. Считалось, что если она будет лить слезы до свадьбы, то ее замужество сложится удачно.

5. Молодечник – Мальчишник.

У вечеринки по поводу прощания жениха с холостой жизнью изменилось по сути только название. Правда, сегодня в мальчишнике участвуют только друзья жениха, а раньше на него приглашались еще и все родственники мужчины. Сегодняшние мальчишники стали оригинальнее – к их организации нередко подходят с выдумкой. Теперь это не просто ужин с распитием спиртных напитков.

6. Одевание невесты – Утро невесты.

Сборы невесты в день свадьбы всегда были важным и красивым ритуалом, таким они остаются и по сей день. Правда сегодня одевание невесты обязательно сопровождается фотосессией, что в старину было, пожалуй, немыслимо.

7. Сборы свадебного поезда – Организация свадебного кортежа.

За транспорт, на котором молодые поедут на церемонию, традиционно отвечает жених. Он и сегодня обычно следит за украшением автомобилей, а затем приезжает в кортеже со своей родней и забирает невесту из дома родителей.

8. Выкуп невесты.

Сегодня выкуп невесты превратился в развлечение для гостей свадьбы, хотя многие женихи до сих пор волнуются перед ним и учат накануне день рождения тещи и номер паспорта невесты. Многие пары отказываются от этой традиции, потому что считают ее некрасивой и бесполезной.

В старину же выкуп был самым настоящим. Путь жениху к дому невесты преграждала вся деревня. Ему приходилось убирать с дороги бревна, сражаться на кулаках и платить серьезные деньги, перед тем, как забрать девушку.

9. Венчание – Выездная свадебная церемония, регистрация брака в загсе, венчание.

Когда-то все влюбленные венчались в церкви, сегодня это делают далеко не все. Церковный обряд заменила светская церемония. Более того, сейчас буквально на наших глазах происходит еще одна замена – реальные “законные” церемонии в загсе сменяются символическими выездными регистрациями.

Красивая форма церемонии и искренние (часто написанные собственноручно) клятвы перед близкими становятся важнее штампа в паспорте. Молодые хотят сделать свадьбу своей мечты – в живописном месте, со стильным оформлением и с профессиональным ведущим церемоний.

Некоторые пары следуют традиции и проводят еще и венчание, а кто-то просто заезжает в церковь в день свадьбы и просит у батюшки благословения.

10. Дорога на свадебный пир – Свадебная прогулка.

В старину молодые после венчания посещали святые места и другие достопримечательности. Сейчас это превратилось в полноценную свадебную прогулку с фотосессией.

11. Свадебный пир – Свадебный банкет.

Традиция устраивать шикарный ужин после свадебной церемонии продолжает жить. Раньше проходили два пира – в доме жениха и в доме невесты, сегодня торжество одно и часто – в ресторане. Многие семьи до сих пор самое большое внимание уделяют именно праздничному меню. Нельзя, чтобы гости не напились и не наелись или посчитали блюда невкусными, для русского человека это очень важно.

Хотя современные свадебные организаторы часто настаивают на том, что атмосфера праздника и его красота важнее, чем свадебный стол. Возможно, когда-нибудь большинство пар будут считать точно также.

Многие пары сегодня, как и в старину, перед пиром получают благословение родителей с караваем. Хотя кто-то отказывается от этой традиции.

12. Первая брачная ночь.

Несмотря на то, что суть этого события сильно изменилась, остаются пары, которые по-прежнему придают ему важное значение. Романтическая обстановка, красивое белье, музыка – молодые стремятся сделать эту ночь необыкновенной. Правда, есть и те, кто заявляет, что сладко спали всю первую брачную ночь, потому что свадьба все же утомительное мероприятие.

Как бы там ни было, хорошо одно: сейчас родственники жениха не проверяют наутро была ли невеста девушкой до свадьбы. Личное остается личным – это правильно.

13. Тещины блины – Второй день свадьбы.

В день свадьбы основное торжество проходило в доме жениха. А на второй день гости ехали в дом невесты, там теща должна была встретить зятя с блинами. Сегодня часто свадьбы тоже не обходятся одним днем. Праздник продолжается и на второй, уже в более неформальной обстановке. Летом часто устраивают выезды на природу.

За сотни лет своего существования свадебное торжество, конечно, сильно изменилось, но многие его элементы сохраняются до сих пор. Сила осмысленных традиций очень велика, через них мы ощущаем связь с прошлыми поколениями.

Источник: svadbodelov.ru

Традиции русской народной свадьбы (37 стр.)

Как по лужку травка,
Широка муравка
Расстилается, расстилается.
Как Андрей женою,
Как Андрей душою
Выхваляется, выхваляется.

Ай, душка-жёнушка,
Свет, ты, Марьюшка,
Ай, душка-жёнушка,
Андрияновна!
Ты роди мне дочку,
Как и ты у меня.
Ростом и дородством,
Красотой во себя,
Красотой во себя.
Как и ты у меня,
Красотой, да,
Высотой, да,
Умом-разумом.

Величальная песня гостям

Чарочка моя

Чарочка моя, серебряная.
На золото, на золото поставленная.
Кому чару пить, тому здраву быть.
Пей чару! Всем, всем, всем!
На здоровье, на здоровье, всем, всем, всем!!
То не лес, не дрова расстилаются,
Наши буйные головки приклоняются.
За ваши дела прокричим
Ура! Ура! Ура!

Список сокращений

БССК – Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. М., 2012.

ЛРС – Лирика русской свадьбы. Л.: Наука, 1973.

ПОЗС – Ивашнёва Л. Л. Поэзия и обряды западнорусской свадьбы. ИД “Астраханский университет”, 2012.

Материалы

Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. М., 2012.

Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2004.

Свадьба. От сватовства до княжьего стола // Круглов Ю. Г. Мудрость народная. М., 2001.

Потанина Р. П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири, 1981.

Зотов Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001.

Читайте также:  К чему сон с понедельника на вторник

Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба, 1985.

Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.

Одинцова Н. Порядок общественного и частного богослужения в Древней Руси.

Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов. 1786.

Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт. М.: Наука, 1978.

Никитина А. В. Русская традиционная культура. // russianlectures.ru

Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Подъ редакціей Николая Харузина. М., 1889–1891.

Забылин М. Русскiй народъ. Его обычаи, обряды, преданiя, суеверiя и поэзiя. М., 1880.

Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни. М., 1978.

Балушок В. Г. Инициации древнерусских дружинников // Этнографическое обозрение. 1995. № 1.

Черкасова Л. Беседы о народном пении и мистической традиции славян. М., 2012.

Свадебный обряд //Александров Е. А., Власова И. В., Полищук Н. С. Русские. М., 1999.

Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской культуры. М., 1990.

Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских // Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. М., 1996.

Какие нонче браки бывают… (Условия замужества и порядок заключения брака) // Пушкарёва Н. Л. Частная жизнь русской женщины. М., 1997.

Котова Г. Магия семейных отношений в севернорусском свадебном обряде. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/KGA.htm

Примечания

Это современное название такого типа рушников.

Суров М. В. Вологодчина: невостребованная древность. Вологда, 2001. стр. 2 // http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Rushnik/Rushnik2.htm

Ответ на вопрос о свадебных покровителях в данной книге даётся не с точки зрения религии, а в соответствии с народным мировоззрением.

Ивашнёва Л. Л.: стр. 53.

Железный волосок как символическое изображение жизни встречается не только в данной былине. Другой пример, известный каждому, – это игла Кощея Бессмертного, которую он спрятал в яйцо.

Гусарова Т. В., http://www.opentextnn.ru/

Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба, 1985.

Потанина Р. П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири, 1981.

Козинская Л. Г. Заяц в свадебном обряде // Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской школы-семинара. Вып. 2 – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2000. http://folk.pomorsu.ru/index.php?page=booksopen&book=3&book_sub=3_1554

К этому обычаю мы ещё вернёмся, а пока что скажу, что он важный, причем не только в русской культуре, но у многих народов, например, французский жених тоже был обязан подарить невесте туфли. Именно из таких представлений родился сюжет “Золушки”, которая после примерки обуви становится женой принца.

Крашенинникова Ю. А. Свадебные приговоры дружки Ненецкого автономного округа Архангельской обл. http://web.archive.org/web/20050224053101/www.astrasong.ru/c/science/article/414/

Например, в междуречье Вятки и Ветлуги Нижегородской обл.

Березин П. А. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги. 1931-32. http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/familisrite/?id=1306

Харузин Н. Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России, 1889.

Круглов, стр. 252.

В этом вопросе венчание рассматривается не с религиозной точки зрения, а с культурологической.

В некоторых районах пекли два каравая, один клали на голову невесте, другой – жениху; так они и входили в дом, где откусывали от хлеба, затем клали каравай один на другой.

Учёные говорят об этом так: “Поведение молодых на свадебном пиру строго регламентировалось, действие запретов в отношении жениха и невесты и снижение их двигательной и вербальной активности достигало к этому моменту максимума”. [БССК].

На мой взгляд, обряд связывания ног новобрачных является источником возникновения обычая во время Масленицы привязывать к ногам неженатым парням и девушкам деревянную колодку (в знак осуждения их безбрачия и в целях продуцирования брака). Колодка – не просто наказание, а позорная замена отсутствующего жениха или невесты. Распространённость обряда колодки во многих славянских странах может указывать на былую значимость ритуала связывания ног новобрачным.

Громничной называется свеча, изготовленная или освещённая на Громницу (Сретенье).

Тульцева Л. А., 1978.

Имеется в виду сладкая натуральная медовуха, а не водка под одноимённым названием.

Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания. М., 2008.

Ушаков А. Крестьянская свадьба конца XIX века в Старицком уезде Тверской губернии, 1907: 18.

Такая же схема развития понятия была характерна и для других народов. Например, ассирийские цари сохранили титул “сангу” (жрец), который был характерен для главы общинного культа былых времён. А. А. Немировский. Только человек, но не просто человек // http://www.inafran.ru/.

Например, это ярко видно в былинах о князе Владимире. “Былинная фигура князя Владимира весьма архаична. Его власть основана на происхождении от племенного героя-прародителя, он – священный, “Солнечный” царь-жрец, узник своего жреческого сана, прикованный к обрядовому “Центру” племенных земель. Он – муж женского воплощения Земли-Власти-Волости. Его функции – быть её супругом и распределять на ритуальных пирах магический, священный напиток, воплощение удачи и благодати. Военными же делами Киева заведует не Владимир, который воинских функций вообще не имеет… Двор князя также священен”. Л. Р. Прозоров, Времена русских богатырей. М., 2006.

Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2004.

Лаврус А. Н., Лаврус А. С. Магия ключей и замков, 2008. // http://www.liveinternet.ru/users/de_bagira/post91099870/

Откупщиков В. Ю. К истокам слова. СПб, 2005.

В Воронежской губ. на кровати лежала не одна “постельница”, а оба представителя посаженной четы. Этому варианту есть аналоги в некоторых славянских странах [БССК].

Традиционная народная культура Калужского края. Admoblkaluga.ru/upload/minkult/Kaluga_htm

Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. стр. 143–135.

Источник: dom-knig.com

М. Забылин. О женитьбах и свадьбах в старину на Руси

Трудно представить, чтобы в наши дни невеста каждое утро с момента сватовства до самого дня замужества выходила из дому и причитала, рыдала, оплакивала свое девичество, красоту, молодость. Впрочем, как и с трудом представляются возможными сейчас многие из тех обычаев и обрядов, которые были некогда неотъемлемой частью свадебного ритуала, а теперь либо забыты, либо утрачены, либо переосмыслены…

Сватовство

Сватовство – это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста так же отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитье

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.
А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговоривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси – это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетание косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» – последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор – оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а так же представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а так же способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

Читайте также:  Тройка булав таро значение

“Раскрывание невесты”

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом. пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

“Отводины”

«Отводины» (совместное посещение молодыми родителей невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Источник: russian7.ru

М. Забылин. О женитьбах и свадьбах в старину на Руси

Войти

15 старинных свадебных обычаев на Руси

В древности на Руси свадьбы праздновали широко и весело, гостей было много, а обычаи выполнялись всеми участниками торжества так аккуратно и четко, что свадебная церемония длилась несколько дней.

Наши предки не ломали голову, где найти хорошего тамаду и какие конкурсы придумать – у них был целый арсенал примет и ритуалов, которые ни в коем случае нельзя было игнорировать.

На счастье будущим супругам дарили кур, сыпали рис на порог и клали амбарный замок под коврик.

Некоторые из этих обычаев дошли и до наших дней, а некоторые так и хочется возродить.

1. Дарить молодоженам птиц

Обычай дарить пару гусей в свадебных ленточках пришел на Русь от литовцев. В давние времена этих гусей потом жарили, и молодые съедали их в первый день. Во избежание недоумения со стороны гостей можно заменить живых гусей на жаренных, или же испечь свадебный торт в виде пары гусей.

2. Дружки вместо тамады

Дружки – это очень важные люди на свадьбе. Нынешние свидетели им, безусловно, уступают. Дружек должно быть двое, они обязаны помогать молодым готовиться к бракосочетанию, держать венцы на венчании, веселить гостей. Друзья зачастую хорошая замена тамаде. Дружки выбираются из числа неженатых друзей жениха, но для современной свадьбы это не так важно, женат дружка или нет, и чей он приятель – жениха или невесты. Наверняка, у вас найдется пара знакомых весельчаков, которые подошли бы на роль дружек.

3. Осыпать новобрачных хмелем и монетами

По выходе из церкви (кто не венчается, из ЗАГСа) молодых на счастье осыпали семенами хмеля и льна. На княжеских свадьбах кидали горсти монет. Монеты, пожалуй, лучший из вариантов осыпания «счастьем», потому что это обычай русский, в отличие от кидания риса, пришедшего к нам из Индии, да и к тому же рис застревает за шиворотом и в складках одежды, что не очень удобно.

4. Пить пиво при выкупе невесты

Дружка с женихом приезжает за невестой, чтобы ее выкупать. Вообще обычай пить пиво относится к сватовству, а не к самой свадьбе, но поскольку в наше время сватовства как такового нет, то можно делать это в день бракосочетания.
Подружки невесты и дружка с ее стороны загадывают загадки, жених за каждый правильный ответ приближается на шаг к порогу невестиного дома, при каждом неправильном – выпивает глоток пива. Пиво все-таки не водка, поэтому даже если плохо соображающий от волнения и счастья жених ответит на все вопросы неверно, то вряд ли сильно захмелеет.

5. Невеста умывает жениха, а жених дарит ей хлеб

После выкупа невеста в знак готовности служить мужу и быть ему преданной умывает из кувшина свекра, затем свекровь и самого жениха. А жених дарит своей суженной хлеб в знак того, что он сможет прокормить семью. От хлеба откусывают сама невеста, затем теща и тесть.

6. Сватовство

Сватовство — ритуал, когда сваты жениха выясняли, какова из себя невеста и сколько за ней приданого. По сути, это было предварительное соглашение о свадьбе. Нередко сваты не только ездили выяснять подробности о невесте и договариваться о свадьбе, но сами и подыскивали нужную кандидатуру для жениха. По традиции сваты не говорили напрямую о цели визита, а использовали аллегории. Родители невесты делали вид, что не понимают, о чём речь и не сразу соглашались выдавать дочь замуж.

7. Смотрины

Спустя некоторое время после сватовства родители невесты ехали на смотрины жениха. Осматривали не только жениха, но и дом, и хозяйство, чтобы знать, где и в каких условиях будет жить их дочь. После осмотра следовало богатое застолье, за которым назначался день смотрин невесты.

Смотрины невесты организовывались, чтобы узнать, красивая ли она, выяснить, что умеет делать по хозяйству, сколько приданого имеет. Если всё устраивало, будущий свёкор целовал девушку в обе щеки, а жених выпивал до дна стакан медового напитка, поднесенного матерью невесты.

8. Рукобитие

Этот обряд практически не дошёл до наших дней. Заключался он в том, что родители молодых обговаривали финансовые дела предстоящего брака, выясняли, кто оплатит свадьбу, решали, где будут жить молодожены. Все переговоры заканчивались рукобитием (ударяли по рукам) и обменом подарками.

После этого ритуала жених, наконец, встречался с невестой при людях, чтобы обменяться с ней кольцами. Происходило обручение.

9. Яства со смыслом

На свадьбу готовился каравай, чтобы молодые отведали его в знак единения. Также по традиции в подарок жениху с невестой преподносили жареную курицу. Это служило символом того, что теперь новобрачные всю еду будут делить на двоих.

10. Посвящение невесты в замужнюю женщину

Сваха снимала с невесты девичий венок, закручивала волосы и надевала уже женский головной убор – кику, поверх которой набрасывалось покрывало. Отдавая дочь жениху, отец слегка ударял её плёткой, чтобы мужа слушалась, затем передавал плеть мужу.

11. Вытие

Это ритуальный плачь, происходящий у невесты в доме. Нужен этот обряд для того, чтобы показать, что девушке хорошо жилось в доме родителей, но после свадьбы ей придется уйти из отчего дома. Вытие – это слезное прощание невесты родителями, друзьями и волей.

12. Девичник

Является и старинным и современным свадебным обрядом. Однако раньше девичник отмечался чуть иначе, чем сейчас. К девушке приходили подруги с целью помочь сшить жениху и его близким родственникам подарки, а заодно девушки пели свадебные песни. Иногда туда же могли придти и жених с его друзьями и вместе они начинали пить чай и устраивать различные молодежные игры. При этом невеста проводила все свое время перед свадьбой в вытье и слезах, так как прощалась со своей девичьей жизнью. Еще один важный момент, который обязательно совершали в старину – это омовение невесты в бане за день до свадьбы.

13. Выкуп невесты женихом в день свадьбы

Перед выкупом молодая невеста прощалась с родительским домом, с родителями и с подругами. Подружки невесты не хотели отдавать свою подругу просто так и требовали с жениха выкуп. Непосредственно в сам день свадьбы обязательно и жених, и невеста одевались во все новое. Кстати, интересно отметить, что раньше делали не просто выкуп, а иногда даже устраивали символические бои между родными невесты и родными жениха. После некоторых символических сопротивлений родные невесты сдавались и отдавали ее в руки жениху.

14. Венчание

Сейчас этот обряд не считается обязательным, но те молодые, которые уверены в том, что они будут друг с другом вечно, и готовые связать себя друг с другом перед Богом, совершают этот свадебный обряд по всем правилами церкви.

15. Звать гордых

Раньше на свадебный пир в первый день родители невесты не приходили, а за ними отправляли ряженых гостей, который должны были пригласить в веселой форме родителей невесты на пир. Обряд этот назвался «звать гордых».

Существует еще много различных свадебных традиций: и старинных и современных, каждая пара выбирает то, что ей больше нравится и что молодые и их родители считают более правильным, интересным и важным.

Источник: marena99.livejournal.com