Косая перекладина на православном кресте
Православный крест: виды, значение перекладин
История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.
Историческая справка
Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.
Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.
Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.
В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.
Крест святого Лазаря
В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение. Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря. Часто на данном символе изображают распятого Христа.
Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой. Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую. То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.
Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Иисус Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.
Крест Голгофа
Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.
Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.
Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.
Крест седмиконечный
Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец Давид в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.
Седмиконечный православный крест — изображение:
Крест шестиконечный
Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.
Крест с полумесяцем
На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.
- Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
- Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
- Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.
Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.
Отличие православного креста от католического
С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:
- На православном кресте всегда больше одной перекладины.
- В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
- Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
- Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.
Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.
Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.
Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.
Источник: tayniymir.com
der_appetit
Наш корреспондент – ваш корреспондент
сочные новости, чёткий анализ и срывы покровов
Крест православный. Что там за перекладины?
Крест латинян не имеет таких дополнений. У них всё просто. Просто крест, без излишеств. Замечу мимоходом, что такой латинский крест допустим и в православии. То есть, будучи освящённым, он имеет ту же законную силу для православного, что и крест с перекладинами.
Перекладины на православном кресте имеют такое значение:
Верхняя символизирует табличку на кресте распятого Иисуса, которая располагалась над его головой и содержала надпись: “Иисус назарянин, царь иудейский”.
Нижняя представляет собой подпорку для ног распятого, причем она ещё означает и направление пути распятых по левую и правую сторону от Христа преступников. Для того, кто был распят справа, как для раскаявшегося, она указывает путь на небо. Для того, который даже будучи распят, хулил при том Иисуса, она указывает вниз, в направлении Ада.
Вполне разумно будет предположить, что плотники, изготавливавшие те кресты, не слишком были озабочены такими тонкостями и удобствами для распятых, даже ради коллеги (Иисус был сыном плотника, и наверняка сам владел этим ремеслом). Табличка располагалась, скорее всего где-то ниже, чтобы всякий мог прочесть, а подставка для ног если и была, то уж точно была перпендикулярной основанию.
Но так уж сложилось исторически. И даже тот, кто предложил такое расположение перекладин, вряд ли претендовал на историческую достоверность. Геральдика не требует этого. В геральдике важны символы. И эти символы появились у православных, дополняя смыслами общий для всех христиан крест. Разумеется крест, как символ христианства, появился гораздо позднее самого явления. Через несколько столетий. Потому сам Иисус Христос креста не носил, как не носили его и апостолы, и последователи. Креста на них не было, как говорится.
Кроме креста на прямом основании существует ещё и “андреевский” крест, изображённый на военно-морском флаге России, в виде буквы “Х”, две пересечённые диагонали прямоугольника. Считается, что на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. Андрей был рыбаком, ловил рыбу в Галилейском море. Потому его крест был избран в качестве флага для флота России. Использовался в царские времена, используется и сейчас.
Вроде бы всё. Разве что следует отметить ещё раз, что профессии мессии и пророка довольно опасны, и нередко приводят на такого рода приспособления. Берегите себя, что ли.
Источник: der-appetit.livejournal.com
Вопрос о нательном крестике
Віталій
Вложения
Леонов Алексей Михайлович
Собственно говоря, спектр конфигураций христианских крестов (или крестиков) достаточно широк. Однако суть кажого из них сводится к одному. Крест знаменует Победу Христа над тлением, смертью, диаволом, адом, грехом.
Как известно, Евангелие не дает нам детального описания того Креста, на котором был распят Искупитель. Соответственно, Евангелие ничего не сообщает и о наличии у Креста нижней перекладины (или подножия). Ранние церковные писатели по-разному представляли себе, каким был по форме подлинный Крест. Тем не менее, все они единодушны в главном: Крест имел форму «креста», а не столба или чего-то в этом роде, как считают некоторые неправославные мыслители.
По мнению святого Иоанна Кронштадтского, утверждение о том, будто конструкция римских крестов того времени подразумевала подножия — не обосновано. «Что касается вопроса о том, бывали ли подножия на римских крестах, служивших обыкновенно орудием казни для некоторых преступников, — пишет он в сочинении «О Кресте Христовом», — то на это можно ответить решительно, что их не было. Ни один из римских историков, ни один отец или учитель Церкви, до Григория Турского, писателя VII века, не говорит о крестном подножии. У Сенеки есть место, где говорится об остром кресте, который, будучи вбит в обыкновенный крест, служил седалищем для распятого, на котором он, приседая, тяжестью своего тела давил происходящую от такого острого рожна рану и висел в самом стесненном положении. Это — именно то седалище, о котором. упоминают свв. Иустин и Ириней» [1, с. 36-37].
Данное свидетельство подтверждается и другими исследователями (см. например, фрагмент одного фундаментального сочинения профессора П. С. Лебединского (XIX в.):
«И отцы Церкви, при подробном исчислении всех концов креста, вовсе не упоминают о подножии и надписи; а такое молчание о концах подножия и надписи, заставляет верить, вопреки мнению чтителей креста осьмиконечного, что крест Спасителя имел вид не осьмиконечный, а который-нибудь из трех видов креста: трехконечного, четвероконечного и пятиконечного (именно такие конфигурации традиционно имели римские кресты — А. Л.). Какой же именно?
Предания отвечают, на этот вопрос различно; но разность эта вовсе не такая, чтобы не позволяла увидеть древо креста в истинном его виде. Весьма немногие из древних и новейших учителей Церкви: Тертуллиан, Иероним, Павлин, Беда и некоторые другие представляют, по-видимому крест Господень трехконечным, уподобляя его букве Т. Но читая подлинные слова этих учителей, нельзя не видеть, что они не имели намерения изобразить буквою Т подлинный вид креста. Из их слов видно, только, что знамение, виденное Иезекиилем на лицах людей, спасшее их от всеобщей гибели, прообразовало собою крест не столько по виду, сколько по силе. Притом на кресте трехконечном не могла быть прибита надпись: она обыкновенно прибивалась на том конце прямого столба, который был выше перекладины и который, следовательно, делал крест четвероконечным» [2, с. 804]).
Согласно святому Иоанну Кронштадтскому, «по всей вероятности подножие стали изображать на крестах со времени того Галиканского епископа, который. передает мнимое свидетельство о подножии, то есть с VII в., хотя, конечно, этот обычай и после не всюду распространился» [1, с. 44] (опять же, ср.: «Древние отцы Церкви не говорят о подножии. Первый упоминает о подножии Григорий Туронский, живший в VII веке, но не объясняет — откуда он взял это известие» [2, с. 803]).
Теперь переходим непосредственно к вашему недоумению: «Обратил внимание, что на моем нательном крестике нижняя перекладина наклонена в обратную сторону».
Считается, что косые подножия стали изображать значительно позже 7-го столетия (по рассуждению св. Иоанна Кронштадтского — только в 15-м или 16-м веке [1, с. 46]). Вы, безусловно, правы, утверждая, что такие изображения почитались у старообрядцев. «В самом деле, — говорит в этой связи Иоанн Кронштадтский, — когда читаешь мудрование наших так называемых старообрядцев о том, что означало это положение на кресте с косым подножием нашего Господа, Который “одну ногу десную облегчи ради того, да облегчатся греси верующих в Него и во второе пришествие возмутся горе в сретение Его, а шуюю того ради отягчи, подножию долу понизшуся, да неверующие в Него отягчатся и снидут во ад” — тогда невольно вспоминалось это множество вымышленных сказаний и повестей, для которых было так плодовито темное воображение наших предков» [1, с. 46-47].
Однако традиция изображения Креста с косой перекладиной укоренилась не только среди старообрядцев, но и в лоне Церкви. Разумеется, этим не подтверждается, будто Сапаситель, вися на Кресте, и впрямь манипулировал подножной доской.
Итак, согласно Православной традиции, символически косая перекладина как бы указывает на мерило или весы. В этом — аллегорическом, иносказательном — осмыслении понимаем: Крест и действительно явился для распятого справа от Мессии разбойника мерилом его жизненного пути, ознаменовавшегося искренним покаянием, исповеданием веры в Сораспятого и переселением в Рай (ср.: литургический текст 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся Крест твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений, к познанию богословия» [3, с. 17]). Вот почему именно правая, а не левая (от Искупителя) часть перекладины указывает на Небо, а левая, — наоборот, вниз, то есть на ад. В более глубокой интерпретации, правый конец устремлен туда, где окажутся все без исключения праведники, имеющие расположиться одесную Судии, во время совершения Страшного Суда, а левый — туда, где окажутся нераскаявшиеся беззаконники: «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25:33).
Вы недоумеваете: «Подскажите, пожалуйста, что это может значить и допустимо ли носить этот крестик?»
Мне сложно судить, чем руководствовался мастер, отливавший изображенный на фотографии крест. Возможно, он действовал в рамках какой-то местной «традиции»; возможно, что «просто» ошибся; возможно, он руководствовался своеобразным пониманием изречения святителя Димитрия Ростовского — «Крест Христов мы почитаем не по числу концов, а по Самому Христу, Которого пресвятою Кровию он обагрился» [2, с. 805], — а возможно, что он имел в виду нечто свое (к слову, возле Креста нередко изображаются: Пресвятая Богородица и святой Иоанн Богослов, расположенные справа и слева от Распятого. Однако из этого не следует, будто один из них унаследовал ад. ). К сожалению, случается и такое, что конфигурация креста искажается злонамеренно.
Что же касается заключительной части вопроса, считаю, что форма нательного крестика христианина должен соответствовать тем параметрам, которые определяет церковная традиция.
1.Святой праведный Иоанн Кронштадтский. О Кресте Христовом. М.: Изд. Артос-Медия, 2007.
2.Лебединский П., проф. Иисус Христос Сын Божий — Спаситель Мира. СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2006.
3.Как выбрать нательный крест. М.: Изд. Ковчег, 2007.
Источник: azbyka.ru
В чем заключается разница католического и православного крестов
Значение креста в христианстве
Во времена Римской Империи крестная казнь была самой мучительной и постыдной. Сам Бог добровольно взошел на крест, чтобы спасти собственное творение. Это безграничное проявление Божественной любви, благодаря которой падшие люди смогут вечно жить. Господь дал нам понять, как Он нас любит – безмерно, претерпевая ужасные муки ради нас, проливая Свою Пречистую Кровь, терпя насмешки и поругания от тех, кого Он Сам создал.
Господь пригвоздил к кресту грехи всего человечества, смертью попрал смерть и вернул людям жизнь, которая была утрачена через грехопадение прародителей Адама и Евы. Символом этого является крест.
Для православных крест стал надеждой, защитой, орудием борьбы с врагом рода человеческого. Бесы боятся и его, и крестного знамения. Во время таинства крещения человек отрекается от Сатаны и сочетается с Христом. Он надевает нательный крестик – величайшую святыню, средство благодатной защиты, которое означает его причастность к церкви.
Видео «Чем отличается православный крест от католического?»
В этом видеосюжете рассматриваются основные отличительные признаки.
Основные отличия
Католицизм образовался в результате раскола, произошедшего в 1054 году. У этой организации сложился ряд собственных традиций, а учение наполнилось еретическими убеждениями, не имеющими ничего общего с тем знанием, которое люди получили от самого Господа. Например, учение об исхождении Святого Духа.
Кроме учений, в католицизме есть масса отличительных черт, касающихся оформления костелов, распятий. Несложно отличить католический крест от православного, нужно всего лишь внимательно их рассмотреть.
Форма
Православные кресты могут быть шестиконечными и восьмиконечными:
- Верхняя перекладина. Раньше при крестной казни над головой осужденного крепили табличку с указанием вины человека. Поскольку Господь не был ни в чем виноват, то над ним было указано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
- Нижняя перекладина. Изображается скошенной. Символизирует подножие.
Католики изображают крест максимально просто: четырехконечным, без других деталей. Вертикальная часть значительно длиннее горизонтальной.
Отличия православного и католического крестов
Гравировка на поверхности
Нужно обратить внимание на следующие детали:
- Буквы, указанные на табличке, над головой Спасителя. В православном варианте будет надпись ИНЦИ, в католическом – INRI.
- На обратной стороне православного креста есть надпись «Спаси и сохрани». В католическом варианте этого нет.
Распятие
Особенно уничижен образ Спасителя на распятии, размещенном на посохе папы Римского. На православных крестах Иисус Христос выглядит как победитель. Фигура не висит, а стоит. Несмотря на наличие ран на теле, передается торжество победы Жизни над смертью. Нередко можно встретить распятия, на которых Господь изображен с открытыми глазами. Его раскрытые ладони словно призывают каждого человека в объятия самого Бога, ведь Господь пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас.
Разница в распятии Иисуса Христа
Католицизм после Второго Ватиканского собора (1962–1965) пошел по пути сатанизма. Но еще со времен образования этой организации Христос изображался на кресте словно поруганная жертва. Католики изображают Спасителя в жалком виде: провисшее тело, печать страшных страданий, раны и кровь. Можно встретить распятия, на которых руки Иисуса сжаты в кулаки. Эта особенность разительно отличает православные и католические распятия и подчеркивает неуважение католицизма к Самому Спасителю и его воскресению.
Количество гвоздей
На православном распятии четыре гвоздя, на каждой ноге отдельный гвоздь. Ноги Господа расположены рядом. В католическом варианте используется три гвоздя. На ногах Спасителя размещается один гвоздь, ступни скрещены, сложенные одна на другую.
Количество гвоздей – это наиболее очевидный признак, позволяющий любому, даже невоцерковленному человеку определить, какой перед ним крест.
Папа Римский Франциск 21 декабря 2019 года объявил, что «христианский мир больше не существует». Это подтверждает близость западноевропейской культуры к краху. В то же время проводится активная работа по установлению мирового господства экуменизма и объединения всех религий воедино. На фоне этого при участии архиереев и священников в православии появляются чуждые церкви нововведения. Православные люди должны остерегаться любого смешения с ересью, даже в малом. Поэтому носить католические кресты православным ни в коем случае нельзя.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: moimolitvy.ru
Андрей Сегеда: Христианский крест – каким он бывает?
Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.
В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли “православный” и “католический” кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы “Х” и ещё много интересного.
Крест в церкви
Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.
Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.
Крест за церковной оградой
Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.
Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах – поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан – кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.
Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.
Нательный крест
Нательный крест – особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.
В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.
Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.
О “православном” и “католическом” крестах и презрении к последнему
В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что “православным” считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является “католическим” и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.
Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?
Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста – восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то “неправославный крест”? Конечно нет.
Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.
Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло – дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: “Иисус Назарянин – царь Иудейский”. На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается “ИНЦИ” – по-русски или “INRI” – по-латыни.
Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое “мерило праведное” и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.
Андреевский крест
Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы “Х”. Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя – апостол Андрей Первозванный.
Особенно популярен “андреевский крест” в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.
Т-образный крест
Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.
Также “Т-образный крест” называют “крестом святого Антония” в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого – одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.
Арихиепископский и Папский кресты
В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.
Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют “патриаршим” или “лотарингским”. Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.
Крест Лалибелы
В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют “крестом Лалибелы” в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.
Крест-якорь
На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, “христианский крест попирает мусульманский полумесяц”.
На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали “кораблём спасения”, который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.
Кельтский крест
До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу – солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.
Хризма – намёк на крест
В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.
Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была “хризма” – монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова “Христос” “Х” и “Р”.
Иногда к “хризме” добавлялись символы вечности – буквы “альфа” и “омега” или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв “I” и “X” и мог быть прочитан, как “Иисус Христос”.
Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике – на гербах и флагах городов и стран.
Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!
Источник: pravoslavie.fm