Как выйти из колеса сансары

Как выйти из колеса сансары

Мы в социальных сетях:

  • Вы здесь:
  • Йога

Что такое колесо сансары и как из него выйти

Колесо сансары – это непрерывный цикл рождения и смерти в соответствии с законами кармы. Переходя из жизни в жизнь, живые существа получают различный опыт, связанный со страданиями и наслаждениями. Эта цикличность может продолжаться бесконечно или до тех пор, когда живое существо достигнет осознанности путем устранения невежества и выйдет в нирвану.

В индуизме понятие сансара означает жизнь, основанную на иллюзиях (майя). Человек, живущий иллюзиями, полагает, что он обособлен и никак не связан с окружающим миром. Вера в подобную иллюзию обособленности создает карму, которая приводит к циклу последующих перерождений.

Буддисты и сикхи рассматривают сансару во многом так же, как индуисты. После просветления Будда Шакьямуни осознал истинную природу сансары и понял, каким образом можно закончить цикл перерождений. Четыре основных открытия Будды названы Благородными истинами и описываются следующим образом:

  1. Дукха (боль) – земная жизнь состоит из страданий.
  2. Самудая (желание) – все страдания происходят из-за постоянных и неутолимых желаний.
  3. Ниродха (окончание) – страдания заканчиваются при отсутствии желаний.
  4. Магга (путь) – при помощи особых методик можно избавиться от желаний.

Как выйти из колеса сансары?

Существуют три яда, которые затягивают существ в колесо перерождений, они обозначаются символически в виде змеи (гнев), петуха (страсть) и свиньи (невежество). Искоренив эти качества можно избавиться от негативной кармы и выйти из колеса сансары.

В буддийском учении сказано, что существует благие и не благие поступки, которые притягивают соответствующую карму.

Негативные поступки, заключаются в том, что человек:

  • делает (убийство, воровство, измены партнеру, изнасилование),
  • говорит (ложь, ссоры, сплетни, грубость, злословие),
  • думает (плохие мысли о других людях, желание обладать чужим имуществом, жажда богатства).

Положительные поступки, которые ведут к освобождению и очищают ум:

  • Любовь и сострадание ко всем живым существам.
  • Бескорыстная помощь.
  • Правдивость.
  • Удовлетворенность тем, что есть.
  • Постоянное самообразование.
  • Примирение враждующих людей.
  • Верность партнеру.
  • Доброжелательная речь.
  • Спасение жизни будь то человек, животное или насекомое
  • Мудрая речь.

В колесе сансары можно увидеть следующие шесть миров:

Ад: в этом мире рождаются злые, полные гнева, ненависти, и жажды мести существа. Они испытывают бесконечные разнообразные страдания. Ады бывают как горячие, так и холодные.

Мир голодных духов: ненасытные существа находятся в этом мире, они одержимы страстями, вожделением и похотью, утолить которые у них нет возможности, из-за чего они сильно мучаются.

Мир животных: жизнь животных проходит в неведении и тупости, они удовлетворяют свои естественные нужды и не мыслят о духовности. Они подчиняются обстоятельствам, т.к. не имеют воли, чтобы как то воздействовать на них. Они или беспокойны и боязливы, или ленивы и безразличны.

Более благоприятные миры:

Мир людей: в этом мире люди из-за эгоизма и бесконечных желаний страдают от болезней, старости и смерти. Но именно этот мир является лучшим, чем остальные, т.к. здесь человек способен найти путь к самосознанию через священные учения и достичь нирваны, тем самым закончив цикл перерождений.

Мир полубогов: здесь находятся воинственные, ревнивые, завистливые существа, которые не являются бессмертными. Они находятся в постоянной борьбе с богами из-за сосуда с эликсиром бессмертия, который появляется в этом мире, но переходит в мир богов, не доставаясь полубогам.

Мир богов: в этом мире царит радость блаженство и счастье. Божественных миров существует несколько, начиная от близких к миру полубогов до самых высоких к миру Брахмы. Сюда попадают существа, которые накопили заслуги во время предыдущих жизней, как только эти запасы заканчиваются, они переходят в другие миры.

Независимо от того, что миры расположены по кругу, перерождение может произойти в любом направлении, например, из мира людей можно попасть в мир богов или в ад.

Источник: asana-shavasana.com

Колесо сансары в буддизме — как выйти из круговорота страданий?

Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.

Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».

Бхавачакра

Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.

Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.

История символа и его значение

Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.

В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.

Сансара в буддизме

Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.

Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.

Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.

Три умственных яда

Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.

12 нидан

Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.

По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.

Читайте также:  Как завоевать мужчину-Льва ? Покорить и влюбить в себя

Как выйти из круговорота страданий

Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.

В градации живых существ эта форма располагается посредине:

Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.

Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.

Закон сансары

Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:

  • Спасение жизни человека или любого живого существа.
  • Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
  • Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
  • Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
  • Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
  • Доброжелательность и вежливость в общении.
  • Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
  • Проявление сострадания к окружающим.
  • Любовь к людям и живым существам.
  • Саморазвитие и стремление к познанию.
  • Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.

Символизм

Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.

В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.

Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.

Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.

Заключение

Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в соцсетях.

Источник: o-buddizme.ru

Что такое Колесо сансары

Значение колеса сансары

Колесо сансары — это изображение особенной последовательности жизней в буддизме, где показано соединение миров, которые пребывают в постоянном перемещении и изменении. Это изображение круговорота из человеческих пороков, из которого нужно найти выход, чтобы освободиться от страданий и бесконечного цикла перерождений.

Его ещё называют кругом сансары, колесом жизни или бхавачакрой.

Самсара (Сансара) — в буддизме (и других индийских религиях) это непрекращающийся цикл жизни, смерти и реинкарнации. Верующие пытаются добиться освобождения от сансары, т. е. достичь мокши — это выйти из замкнутого круга сансары.

Что такое закон сансары?

Это причинно-следственная связь, закон кармы, который заставляет человека отвечать за свои поступки (за то, что он делает или не делает). Это последствия жизни на земле, это может быть наказанием или вознаграждением.

Разница между сансарой в буддизме и индуизме

Буддизм видит сансару как что-то негативное, это круговорот из пороков, из которого обязательно нужно найти выход. Для индуизма сансара — это что-то более нейтральное, с чем большинство из нас вынуждено жить, это реальность.

Буддизм взял идею реинкарнации из индуизма, внёс свои изменения и родилась концепция причинности.

Буддизм представил три главных яда, которые являются источниками человеческих страданий (страх, злость, невежество) и дал возможные пути выхода из круговорота страданий (смерти/перерождения).

Что значит фраза “колесо сансары дало оборот”

В переносном смысле эта фраза означает, что повторилась какая-то ситуация, которая уже произошла раньше, но очень давно.

Как выйти из колеса сансары

Человек должен захотеть освободиться от трёх ядов — страха, злости и невежества.

Далее нужно стараться не только действовать правильно, но и думать так же. Ещё следует придерживаться правил буддийского учения и восьмеричного пути.

Восьмеричный путь

Восьмеричный путь состоит из следующих предписаний:

  • проявлять милосердие и сострадание;
  • выражать щедрость;
  • быть верным, своими действиями и мыслями;
  • не обманывать (ни себя, ни других);
  • говорить добрые слова;
  • быть благодарным;
  • учиться и развиваться;
  • любить всё вокруг.

Что изображено в каждом круге колеса сансары

Центр круга

В центре колеса изображают трёх животных, которые символизируют негативные человеческие чувства — 3 “яда сансары” (это те силы, которые заставляют колесо вращаться) :

  • ненависть, ревность, злость изображается змеёй;
  • желание, привязанность, страсть изображаются петухом;
  • алчность, невежество изображаются свиньёй.

Второй круг

Этот круг колеса называется Бардо. В этой части с левой стороны изображены верующие духи и неверующие с правой.

Верующие живут в доброте и совершенстве, и им уготовано хорошее перерождение.

Те, кто живут в грехе, с правой стороны, позволили трём ядам одолеть себя, и их ждёт плохое перерождение.

Третий круг

Буддийское представление разных миров, которые можно разделить на две группы:

  • три высших мира, в которых счастья больше, чем страданий — боги, титаны, люди;
  • три нижних мира, в которых страданий больше, чем счастья — животные, мучающиеся духи, полыхающий огнём и льдом ад.

Четвёртый круг

Изображает серию образов эволюции человека, по которой можно понять первопричину страданий. В ней наблюдается весь цикл ментальных состояний: перерождение, жизнь и смерть.

Они образовывают карму:

  • старость и смерть;
  • рождение;
  • импульс для движения;
  • привязанности;
  • желания;
  • чувства;
  • контакт/прикосновения;
  • органы чувств;
  • форма;
  • сознание;
  • прогресс;
  • невежество.

Читайте подробнее про Сансару, Буддизм и Будду.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru

Про Первый Закон Ньютона и 10 буддийских правил, позволяющих выйти из Колеса Сансары.

Существуют такие инерциальные системы отсчёта, относительно которых материальное тело при отсутствии внешних воздействий сохраняет величину и направление своей скорости неограниченно долго.
В тоже время Душа этого материального тела непрерывно путешествует по мирам Колеса Сансары.
(с) Первый Закон Ньютона.

Вообще-то, это правила, рекомендуемые к поведению в буддийском эгрегоре.
Как оказалось в индуистском эгрегоре – правила поведения те же саме.
Это как инструкция по вождению автомобиля: газ – едешь, тормоз – стоишь.
Самое важное правило: жить с открытой Сахасрарой и никогда не врать.

Общие рекомендации:
1.Когда хочешь остановиться – жми на газ, поскольку жизнь в инерциальных системах не способствует Просветлению. Да и вообще ничему, кроме выполнения первого Закона Ньютона – не способствуют, т.е. – тут не полетаешь))).
2.Когда летишь в Пропасть – очень сильно жми на газ, поскольку любая инерциальная система с трудом отпускает живое страдающее существо из Колеса Сансары на волю).
имхо.

Читайте также:  МАГИЧЕСКИЙ КРУГ ДЛЯ ВЫЗОВА ДУХОВ

Правила:
Существуют негативные действия десяти видов, три из которых выполняются с применением тела, четыре создаются при помощи речи и три, с задействием ума.
Итак, действия, совершающиеся телом. Первый вид – убийство; второй – воровство и третий – сексуальная невоздержанность.
Лишение жизни любого живущего существа, это первый телесный негативный проступок, который подпадает под наказание даже государственными законодательными актами. Потому что, самое драгоценное, что есть у человека – это его жизнь. И жизнь является очень важной частью человеческого существования. И также как каждому человеку важна его собственная жизнь, так и каждого другого живущего на этой земле существа его жизнь бесценна. И осознавая это, каждый, принимающий великое учение, должен удержать себя от несения смерти другим живым существам.

Второй неблаговидный проступок, совершаемый телом человека – это воровство. Если Вас когда-либо посетит негативная мысль отнять что-то, принадлежащее другому человеку, то сначала представьте, какое расстройство это ему принесет. Поставьте себя на его место. Вы бы, естественно, тоже расстроились, если бы и у Вас отняли какую-нибудь вещь. То есть, проводя аналогию, между собственными переживаниями и переживаниями другого человека, можно отождествить все его чувства с Вашими личными.

И третий вид негативного действия, производимого телом, это сексуальная вседозволенность. Это довольно широкое понятие и оно объединяет, кроме всего прочего и супружескую неверность. Измена мужу или жене обязательно приводит к негативным последствиям. Ведь дисгармония и конфликтные ситуации, вызванные изменами, ни к чему хорошему не могут привести. Сегодня адьюльтер является одной из несомненных причин отсутствия гармонии, мира и покоя в современных семьях. Поэтому контроль за собственным телом является первоочередным заданием для всех, постигающих теорию практики кармы.

Чуть больше, чем телесных, существует негативных видов, создаваемых при помощи речи. Их насчитывается четыре. К ним относится ложь, злословие, сквернословие и пустословие.

Любая неправда, сказанная Вами приводит к уменьшению силы Ваших слов уже в нынешней жизни. Поэтому, если Вы произносите слова лжи, будьте готовы к тому, что для Вас станет довольно затруднительным оказание помощи нуждающемуся человеку, потому что, Ваши слова утратят по Вашей вине свою добродетельную силу.

Наговоры, оговоры и злословие, все это объединяют слова, из-за которых происходят раздоры и создаются грандиозные и порой непреодолимые барьеры в отношениях людей друг с другом. Подобные негативный вид речи ведет непосредственно к разделению людей, их разобщению и отчуждению. Что само по себе абсолютно не является благопристойным деянием. Поэтому, прежде чем произнести в чей-либо адрес что-нибудь далеко нелицеприятное, постарайтесь, все же, вовремя остановиться. Не клевещите. Не зловредничайте. Не создавайте конфликтов вокруг себя и своего имени.

К сквернословию можно свободно отнести грубую, гневную или резкую речь. Все это вместе взятое также формирует создание негативной кармы человеку, произносящему подобные слова и словосочетания.

И четвертый негативный вид, создаваемый не без участия речи, это пустословие или пустая болтовня. Вы часто сталкиваетесь с подобным в своей жизни, обсуждая кто, что сказал, сделал или не сделал. И хоть негативные последствия от подобной практики небольшие, все же она не является особо полезной, поскольку происходит растрачивание времени впустую. Вы не бережете своего времени и времени людей, которые участвуют в беседе. Но незначительность негативного последствия в результате пустых разговоров, все же, может привести к возникновению гнева, ревности либо привязанности, то есть, к созданию негативных энергий. Которые, рано или поздно, но обернутся таки против Вас самих. Поэтому, не тратьте понапрасну время на пустопорожние разговоры ни о чем. Но при этом не забывайте, что беседы о дхарме не являются пустословием.

Проанализировав четыре негативные деяния речи, с которыми мы, в общем-то, каждый день встречаемся в своей жизни, мы теперь должны осознанно запретить себе совершать подобные действия. Потому что, изучив их и их негативное влияние и на нас самих и на окружающих людей, мы знаем, какую отрицательную энергию они несут в себе. Только такое осмысление своих проступков и их оценка, может считаться единственно верной практикой Дхармы.

За речевыми видами негативных действий идут три отрицательные деяния ума.

Первое из них, относится к уму, ощущаемому привязанность. Это относится к «схватывающему» уму. Такой ум всегда что-то хочет, ищет, жаждет. Ум, который полон вожделений, непосредственно не приносит вреда другим, но все же, он вреден косвенно. Потому что, в уме, испытывающем привязанность, может возникнуть чувство гнева или ревности, или какого-либо другого желания, направленного на объект привязанности или на того, кто эту привязанность каким-либо образом отметит. Так, волей-неволей, ум, желающий и вожделеющий, порождает негативные эмоции, что и приводит к накоплению отрицательной энергии. Когда изучающий теорию практики осознает это, то, несомненно, поймет, что удовлетворение желаний подобно погоне за соленой водой. Из-за того, что ею невозможно напиться. Чем больше пьешь, тем больше хочется. Чем больше своих желаний человек удовлетворяет, тем больше их у него появляется. И, только поняв это, человек выйдет из темноты незнания и пойдет по светлому пути своего духовного развития. И хоть изначально светлый путь гораздо труднее, чем погружение во тьму, все же, он единственно правильный, единственно верный и самый реалистичный. На нем Вас не будут настигать несбыточные желания и радужные видения. Следуя светлым путем самосовершенствования, Вас должно радовать то, что это и есть практика Дхармы.

Следующий вид ума, ведущий к накоплению негатива, является ум, помышляющий о зле. И это состояние ума неразрывно связано с предыдущим. Поэтому, если Вы хотите, чтобы в Вашем уме восторжествовал относительный мир и успокоение, попробуйте свести к минимуму свои привязанности, что значительно уменьшит возникновение в Вашем уме гнева, способного спровоцировать зло. Мир в Ваш ум не поступает из внешнего окружения. И мир, и чистота Вашего ума уже заполняют Вас изнутри, только гнев и привязанности, преобладающие в Вас, не дают им возможности открыться. Поэтому, возьмите себе за правило, постоянно уменьшать в себе ощущения привязанности и гнева. Только в этом случае, вы сможете приблизиться в состояние очищенности и успокоения. Планомерно следуя буддийскому учению: «Не ищи мир во вне, ищи его в себе», не ищите свой мир вне своего ума. Помните, он уже внутри Вас, вот там его и надо искать. Только такой способ является единственно правильным в способности достижения истинного мира и покоя.

Третьей составляющей негативного состояния ума является неправильность и ложность взглядов. К неправильности взглядов относятся утверждения об отсутствии перерождений, кармы, о вседозволенности, вплоть до совершения убийств, о преобладании сиюминутного наслаждения жизнью, без обдумывания последствий. Сюда же можно отнести представления о верховенстве материального, преобладающего над духовным. Но всегда надо помнить, что подобные взгляды необходимо немедленно искоренять из себя.

Подведя предварительные итоги рассмотренного, можно смело утверждать, что сумев свести к минимуму проявления у себя всех десяти негативных проявлений, совершаемых посредством тела, речи и ума, Вы, несомненно, поспособствуете устранению причин, приносящих в Вашу жизнь страдания. А Ваш ум станет намного ближе к собственному первоначальному состоянию чистоты и покоя, подобного состоянию Будды. И, еще раз повторимся, что такое состояние нет нужды искать в окружающем Вас мире, потому что, оно давно сокрыто в Вас самих.
И только проводя очищение своего ума, можно достигнуть его. И первым шагом на пути, приводящем к постижению состояния Будды, буде именно шаг, позволяющий уменьшить десять вышеупомянутых негативных состояния. Именно эта практика является основополагающей для всех основных практик и религий.
_____________________________________

Читайте также:  Как сделать русскую народную игрушку своими руками

Источник: phototour.pro

Колесо сансары в буддизме — как выйти из круговорота страданий?

Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.

Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».

Бхавачакра

Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.

Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.

История символа и его значение

Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.

В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.

Сансара в буддизме

Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.

Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.

Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.

Три умственных яда

Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.

12 нидан

Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.

По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.

Как выйти из круговорота страданий

Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.

В градации живых существ эта форма располагается посредине:

Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.

Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.

Закон сансары

Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:

  • Спасение жизни человека или любого живого существа.
  • Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
  • Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
  • Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
  • Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
  • Доброжелательность и вежливость в общении.
  • Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
  • Проявление сострадания к окружающим.
  • Любовь к людям и живым существам.
  • Саморазвитие и стремление к познанию.
  • Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.

Символизм

Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.

В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.

Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.

Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.

Заключение

Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в соцсетях.

Источник: o-buddizme.ru