Как работают мантры: 6 секретов от мастеров йоги

Мантра-йога для «чайников»: как начать заниматься

Мантра-йога — использование мантр — довольно сильно мистифицированная йогическая дисциплина. Дело в том, что чисто йогические (полезные для самопознания) эффекты мантр часто путают с кармическими (вредными для самопознания). И те, и другие эффекты берут начало в Ведах, а если точнее — все возможные эффекты, которые можно получить от мантр, описаны в Ригведе, в том числе Маран-карма (убийство с помощью мантры).

Известный специалист по Джйотиш, Айюрведе и Йоге — Хариш Джохари (ныне покойный индийский Мастер) — описывает эти «кармы» (т.е. типы действия) мантр в свой очень полезной книге по техникам йоги «Инструменты для Тантры» (Глава 3).

Чтобы сразу закрыть этот любопытный вопрос, перечислю действия («кармы»), которые при известной подготовленности можно достичь разными мантрами, их всего 10:

  1. Душевный покой («Шанти-карма»);
  2. Обездвиживание существа или предмета;
  3. «Приворот», притяжение — женщины, мужчины, или животного;
  4. Нарушение умственного равновесия (другого);
  5. Порабощение, лишение воли;
  6. «Зов» — привлечение человека, живущего вдалеке;
  7. Контроль за поведением другого человека;
  8. Вызывание гнева, ревности, жестокости — поссорить двух людей;
  9. Убийство («Маран-карма»);
  10. Привлечение богатства, славы, положения, власти и т.п.

Как мы видим, среди таких тантрических (или «ведических» — из песни слова не выкинешь) целей, какие занимают большую часть приведенного выше списка, мы находим лишь одно «мирное» и бескорыстное применение, согласующееся с «Ямой» и «Ниямой» (правилами поведения йогой), в том числе главной «Ямой» — Ахимсой, заповедью ненасилия.

Тантра дает и более детальное описание Шанти-кармы, или мирного действия «хороших» мантр:

  1. Мантры, поясняющие Истину;
  2. Мантры, дающие совет;
  3. Мантры, способствующие достижению определенных медитативных состояний;
  4. Исцеляющие мантры.

В практике йоги наиболее важны обычно мантры третьей категории из этого списка — мантры, создающие особые состояния. Они же обычно используются для тренировки, очищения ума.

Но довольно теории, как же применять мантры? Как делать джапу? В общих чертах мы уже говорили об этом в блоге. Поэтому предположим, что вы уже выбрали себе одну или несколько мантр для практики, и перейдем сразу к делу.

Применение мантр:

  1. Во время удержания асан — повторяйте мантру. Это всегда беспроигрышный вариант, т.к. во время занятия в ум лезут посторонние мысли — а с помощью мантры вы ум от них освобождаете. Это немедленно дает прирост бодрости, энергии, силы. Техники осваиваются с боле ясной головой. Собственно, термин мантра так и переводится — «инструмент для очищения ума [от мыслей]».
  2. Можно синхронизировать мантру с дыханием (делая асаны или не делая): повторяя (короткую) мантру и на вдохе, и на выдохе, или (если мантра длиннее комфортного вдоха и выдоха, например Гаятри-мантра) — половину на вдохе, половину на выдохе. Минус этого метода в том, что если в асане у вас начинает учащаться дыхание — а такое возможно, если асана — силовая — то мантра начнет «спешить», вы начнете ее «комкать» мысленно, это не очень хорошо. Вообще, из асан йоги наиболее перспективны для работы с умом те, в которых можно постепенно замедлить дыхание, а не «тренировочные» (по А. Сидерскому), гимнастические асаны. В случае, если длинная мантра не «укладывается» в дыхание комфортно, или вы чувствуете, что ритм дыхание нестабилен, и с этим ничего не поделаешь — просто используйте другую, короткую мантру. Ей проще «масштабировать» любую продолжительность дыхания (Ом, Ом, Ом. или Рам, Рам, Рам.. или Со-Хам, Со-Хам, Со-хам и т.п.). Пробуйте, экспериментируйте. В любом случае, добавление мантры благоприятно, т.к. заслоняет все другие мысли, не дает им завладеть вашим вниманием. Обычно внимание комфортно распределяется между выполнением позы и мантрой; а если поза статична — то мантра полностью заполняет ум. Вот тут вспомните слова индийского святого о том, чтобы проследить источник мантры, он находится даже глубже, чем ум.
  3. Короткие мантры отлично «ложатся» на пранаяму. Как уже было сказано выше, короткие мантры идеальны, когда дыхание меняется по длине. В пранаямах зачастую важно не удерживать дыхание, а наоборот, поставить комфортную длину дыхания в качестве ориентира. В этой ситуации, необходимо использовать короткую мантру, т.к. длинная 100% не «ляжет» на дыхание комфортно. Если вы используете длинную мантру — вы невольно будете подстраивать дыхание под нее, а это чаще всего нежелательно. Короткую мантру вы просто повторяете, пока продолжается комфортный вдох или выдох, не больше и не меньше. Это может потребовать некоторого освоения. Поэтому сначала научитесь выбранной пранаяме (да и другой технике) отдельно, а потом уже подключайте мантру.
  4. Повторять мантру можно отдельно от других практик. Это, действительно, замечательный, простой метод быстро успокоить ум. Скажем, у вас на работе произошла стрессовая ситуация, и вот — обеденный перерыв. У вас есть выбор — пойти «заесть» обиду, пойти в спортзал побить грушу или потягать железные блины, потом переодеться — и обратно за стол. Или . посвятить 5, 10 или 30 минут мантре — а уж потом, в спокойном настроении, пойти позаниматься или покушать. Повторение мантры утром (конечно, если вы не очень сонливы) настраивает на спокойный, конструктивный лад. Повторение вечером, перед сном — позволяет быстро, без тревожных мыслей, заснуть, за счет чего повышается качество сна. Ели вам снятся плохие сны, 5-10 минут мантры перед сном — просто чудодейственное лекарство. Понятно, что приведено среднее время. Мастер может достичь значительных изменений в сознании, повторив мантру даже 1 раз, а кому-то понадобится час или полтора. Также, при долгом повторении, можно добиться более заметного «Шанти»-эффекта («Шанти-кармы»). По моему опыту, идеально повторение мантры в течение часа. При этом, если вам очень хочется спать, то делать практику, превозмогая сон, совершенно бесполезно, и даже вредно — так можно совершенно отбить себе охоту заниматься! Ни одна медитация не должна быть «обязаловкой», обязанностью: если совсем не хочется — не занимайтесь, завтра почитаете в два раза больше. В то же время, именно регулярность обеспечивает стабильный прогресс.
  5. Можно повторять мантру ПРЯМО во время разворачивания стрессовой ситуации. Скажем, если начальник вас отчитывает, или вы просто должны присутствовать на скучном заседании, не требующем активного участия вашего мозга — вы просто сидите и слушаете — это идеальные условия для начитки мантры! В жизни современного человека чаще всего возникают именно такие ситуации — пассивного страдания. Их легко обернуть светлой стороной с помощью мантры.
  6. Мантра для тотальной релаксации (и самоисцеления) — мантра «ОМ», она же «АУМ». Пропевайте «А-а-а-У-у-у-М-м-м» или «А-а-а-О-о-о-У-у-у-М-м-м» как можно громче (если позволяет ситуация), ниже по тону (зычнее) и медленнее, тщательно «спаивая», «склеивая» звуки А, (О), У и М между собой в один непрерывный звук, в котором четко не различаются переходы между буквами. Для такой практики надо отвести не менее 5, а лучше 15-30 минут, т.к. просто повторить «ОМ» 1 или 3 раза большинству людей практически ничего не дает.
  7. Мантру можно слушать пассивно. Дело в том, что в уме вы невольно будете мысленно «подпевать», за счет чего отчасти придет тот же самый эффект — ум очищается от посторонних мыслей. Многие люди рисуют, чертят, убираются по дому, готовят еду, поднимают тяжести, бегают на беговой дорожке, ухаживают за детьми и выполняют всевозможную другую работу — напевая себе под нос всякую чепуху. Лучше петь мантру.
  8. Наконец, хочется сказать пару слов про мастерский уровень в йогической практике мантр — медитации на мантру.

Один из величайших индийских святых 20го века, Шри Рамана Махарши, касается в беседах с посетителями вопроса именно ЙОГИЧЕСКОГО использования мантры, при этом, на мой взгляд, раскрывая суть проблемы медитации на мантру (или, скорее, с помощью мантры) полностью. Эти беседы были изданы, в том числе, книгой «Будь тем, кто ты есть» («Be as you are»), имеющей русский перевод (см. Главу 11). Владеющим английским языком советую ознакомиться с оригиналом, тем более, что отрывок по теме мантр (джапы) — совсем короткий.

Цель повторения мантр Шри Р. Махарши описывает в тех же терминах, в каких Патанджали в Йога-сутрах описывает медитацию: «Джапа — означает удерживать одну мысль, исключая все остальные. Это — цель джапы. Это приводит к Дхьяне, которая заканчивается Самореализацией, или Джняной». И не это не удивительно, т.к. мантра-йога — это и есть форма медитации, причем одна из наиболее доступных для западного человека, и при этом эффективных и приятных форм.

Читайте также:  Если чешется средний палец на правой руке

.Если описать коротко, то Ш.Р. Махарши предлагает сосредотачивать внимание на источнике звучания мантры. Такой совет приводит — говоря языком современным, практически, «перепостит» в своей книге! — и признанный как в Индии, так и на Западе мастер конца 20 века, Х. Джохари, со ссылкой на Р. Махарши, что еще раз подтверждает: совет этот — далеко не праздный, и вовсе не устаревший в наши дни.

Как же это понять — фиксировать внимание на источнике мантры? Тут стоит упомянуть, что схема источников и вытекающих из них следствий, которая являлась данностью для Шри Раманы — отличатся от понятия, что ум находится в мозгу, а мозг — в теле. По утверждению Р. Махарши, тело с его мозгом находится в уме. Если сформулировать более понятно — тело осознается с помощью ума, поэтому оно как бы «вытекает» из ума. Ум не всегда наблюдает тело, поэтому с этой точки зрения, тело — более поверхностный слой личности, чем ум. Но что-то (внимание, или Сознание) — наблюдает и ум. Все это кажется чистой теорией, пока мы не поставили себе задачу реализовать мантру, т.е. проще говоря, получить от нее реальную пользу. Вот тут оказывается весьма полезным немного разобраться в этих построениях, иначе мантра-йога рискует обернуться просто колоссальной потерей времени. При этом, стоит заранее отметить про себя, что в практике йоги (а не в колдовстве) мантры не должны, и не будут увеличивать благосостояние, привлекательность или устрашать врагов! Единственная цель, которую преследует и достигает мантра-джапа — это медитация, Самопознание само по себе — цель поистине стоящая и благородная.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источник: hanuman.ru

Зачем мы читаем
мантры и как это
делать правильно

Мантры являются самым мощным средством в аюрведической психотерапии: они воздействуют на все слои ума.

Роберт Свобода как-то сказал: «Не повторяйте мантру сами. Слушайте, как мантру в вас повторяет Бог». И это, пожалуй, самое главное, что нужно знать о мантрах. Потому что иначе, будет легко уйти достаточно далеко от того, чем мантра на самом деле является и начать использовать её не по назначению.

Как и во многих других случаях, взяться за использование чего-либо не по назначению обычно бывает несложно. Вот только эффективность такого инструмента вряд ли вас порадует. Попробуйте вместо дрели бормашину использовать. Медленно, но верно? Ну-ну. А если наоборот? То-то и оно.

Мантра – это инструмент для работы с умом. Инструмент, состоящий из звука. В индийской традиции звук соответствует эфиру (иначе говоря – пространству, самому тонкому из 5 элементов, составляющих проявленную вселенную), который даёт возможность существования остальным четырем элементам. И поэтому с помощью звука можно гармонизировать и регулировать все остальные элементы и чувства, с ними связанные.

Мантрой может служить любой набор звуков, которые звучат в нашем уме. И поэтому мантры могут быть и тамасичными, как например, у того, кто в депрессии, и раджасичными, если они направлены вовне и используются для удовлетворения желаний эго. Но существует и множество саттвичных мантр, сама природа которых ориентирована на достижение трехсторонней гармонии. Гармонии тела и ума, объединённых духом. Поэтому мантры являются самым мощным средством в аюрведической психотерапии. Они воздействуют на все слои ума (этих слоев тоже 5, с точки зрения аюрведы).

Как это работает?

Практическая часть

Про 33 миллиона существ в индийском пантеоне мы все помним. Для этого есть и ещё и более развёрнутые мантры — гимны, например. Но чтобы их читать, скорее всего придётся взяться за изучение санскрита всерьёз. Но есть и более короткие варианты — различные виды Гаятри, обращённые к тем же формам Высшей Реальности. Или кавачи — защитные мантры, которые часто используют в джйотише в качестве упайи (средства) для того, чтобы умилостивить ту или иную планеты. Те, кто успел поближе познакомиться с Сатурном, например, хорошо поймут, для чего это нужно. Есть биджа-мантры, связанные с каждой частью нашего физического тела, шакти биджа-мантры, отражающие энергии различных форм Деви; мантры, используемые для гармонизации той или иной доши, и так далее.

Но если сказать одним словом, то все они направлены на то, чтобы наш ум стал более саттвичным. Все-таки мантра — это инструмент для спасения ума. А молитва — она для души. И это уже бхакти в чистом виде. Что ещё важно: мантры нужно повторять регулярно — только тогда они обретут силу и станут средством психологической трансформации. Принято считать, что для того, чтобы мантра обрела силу, её нужно повторить хотя бы десять тысяч раз. А если это короткая биджа-мантра (то есть семенная, состоящая из одного слога), то и вовсе сто тысяч. То есть, сами понимаете, намерение должно быть серьезным. Для удобства подсчета обычно используются четки.

Во-вторых, чтение мантр лучше сопровождать ритуалом. Роль ритуалов в нашей жизни — это отдельная большая тема. Но если вы читаете мантры, то ритуалы помогут создать соответствующий настрой, способствуя возникновению такого состояния, которое необходимо для того, чтобы привычка стала навыком, а навык дал результат.

Если коротко, то лучше проводить этот ритуал в одно и тоже время — желательно, конечно, рано утром — в одном и том же (в идеале –специально отведенном для этого) месте. Хорошо, если вы будете читать мантры, обращаясь к тому проявлению Высшей Реальности, которое является для вас наиболее значимым (ваш Учитель, гуру, божество и так далее). Если у вас есть алтарь (или то, что служит вам алтарем для проведения ритуала), то можно сделать символические подношения частью ритуала. Как правило, для подношений используются ароматическое масло или сандаловая паста, вода или молоко, свеча или масляная лампадка, благовония и цветок.

И ещё один чрезвычайно важный момент — мантры произносить нужно правильно. Произношение в санскрите играет настолько важную роль, что в «Пуранах» описываются разные истории, в основе сюжета которых лежит неправильно произнесенное слово. Некоторые типичные ошибки для тех, у кого родной язык, русский — это, во-первых, долгота гласных. Просто потому, что у нас нет например двух вариантов «а» или «и»( долгого и краткого), а в санскрите (также как и в английском) есть. Традиционно нам сложно произносить звонкие согласные, если они стоят в конце слова (опять же, как и в английском). Звук «м» и анусвару в конце слова тоже мы тоже часто можем перепутать, а делать этого не стоит. Наличие трёх вариантов звука «н» тоже не упрощает задачу. Ну, и так далее.

И да, не нужно путать акцент с правильным произношением. Акцент у вас будет всегда, в той или иной степени. У кого то в большей, у кого-то в меньшей — это уже про особенности артикуляционного аппарата. И наличие музыкального слуха. Да и то последний поможет, только если вас будут окружать носители языка. С санскритом в этом плане непросто. А вот стараться правильно произносить звуки, с учётом того, какие это согласные (небные, заднеязычные, церебральные и т.д), на это — да, стоит потратить силы. И на то, чтобы научиться добавлять придыхательную «х» туда, где она есть. Пусть даже и с акцентом.

А самое главное – какой бы практикой вы ни занимались (в том числе и повторением мантр), делать это нужно с любовью. Именно это чувство, в сочетании с концентрацией на том, что вы делаете, влияет на наш мозг и его содержимое таким образом, что он становится наиболее восприимчивым к тому, что вы хотите туда «вложить». Этот факт, известный мудрецам древности, подтвердила современная нейробиология. То есть хотите повысить эффективность практики – выполняйте её с соответствующим настроем, а не как тяжкую повинность.

Короче говоря, мантра-йога – занятие серьезное и относиться к нему нужно соответственно. Хотя, конечно, лазейки есть. Те, кому не под силу сидеть по утрам, начитывая круг за кругом одну и ту же мантру, всегда могут найти любителей киртана или бхаджанов и петь с ними хором. Мантры там тоже поют, хотя и выбирать вам их не придётся. Но удовольствие гарантировано! Как любит повторять всё тот же уважаемый Роберт Свобода, цитируя Джнянананда-гири, садхаку из Швейцарии, прожившего в Индии более 60 лет, «За каждое сказанное слово вы платите (энергетически). Зато петь можно бесплатно!»

Читайте также:  Яков значение имени для ребенка

Далеко не все мы заслужили Учителя (да-да, того самого гуру), который лучше знает, что нам нужно и даст нам личную мантру, прошептав её на ухо. Утешает то, что и запретить нам читать мантры (и даже петь их) нам никто не может. И, кто знает, что мы сможем открыть для себя, встав на этот путь, и чем нас благословит Высшая Реальность, которая нас на этот путь привела.

Источник: yogajournal.ru

Какая мантра лучше перед началом практики йоги?

Мантра-йога – одна из моих специализаций (пранаяма, медитация, мантра) в йоге, которую я изучал в Индии под руководством Гуру. Поэтому осмелюсь сказать пару слов по актуальной теме. Вопрос непростой, и каждый волен решать его по-своему, но озвучу то, как делаю сам и что мне приносит результат.

— Зачем вообще читать мантру перед началом практики йоги?

Вообще, это даже не обязательно. Если вы не хотите – так и не читайте, здоровья у вас от этого не убудет. Правила мантра-йоги относятся в основном к индийским жрецам (пуджари) и представителям касты брахманов в целом. И, как бы нам ни хотелось считать себя брахманами (или кшатриями!), но чтобы принадлежать к одной из каст, наши папа и мама, а также желательно 11 колен до них, должны были быть индусами, в касте. «Не светит!» – ну и ничего страшного. Кастовая система сегодня морально устарела, да и касты давно смешались и деградировали. В общем, нет ничего, что вы жёстко «должны» делать перед началом практики йоги. Раскатывайте коврик и занимайтесь, если хотите попроще. Если же интересно открывать занятие «по-брахмански», «по-правильному» – читайте дальше.

— А если всё-таки я хочу всё делать правильно? Какую мантру читать?

  1. Ради любопытства – для брахманов существует правило, что любая духовная практика должна начинаться с мантры Ом и затем мантры Ганеши – такая мантра «открывающая». Простейшая мантра Ганеши (и одна из самых мной любимых и используемых) – «Ом Ган Ганапатайе Намаха». Читать мантру надо не менее 108 раз (удобно это делать на чётках – «мАла»). Конечно, правил гораздо больше (в частности, существуют мантры поклонения планетам и так далее, без которых не обходится формальная пуджа, но йога – не пуджа, и это можно не учитывать).

Возможный вариант исполнения «Ом Ган Ганапатайе Намаха» (повторить надо 108 раз на чётках):

  1. Также, для Аштанга Раджа йогов (в т.ч. для всех хатха-йогов) считается благоприятным вспомнить Патанджали – который передал нам то, что сегодня называется «классической йогой»: систематизированную систему Аштанга Раджа Йоги – королевской 8-ступенчатой йоги (8 ступеней классической Йоги: Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи). Патанджали был увлечённым практиком, подолгу медитировал, работал над совершенствованием грамматики Санскрита, и даже обладал мистическими способностями, отражавшими его высочайший уровень личной практики.

Риши Патанджали (современный рисунок)

Первая часть мантры, где Патанджали прославляется как совершенный йог:

«Йогена Читтасья Падена Вачам
Малам Шарирасья Ча Вадьякена,
Йопа Каротам Праварам Мунинам
Патанджалим Пранджалир Анато Сми»

Перевод мантры Патанджали (по мат-лам перевода Гиты Айенгар) близко к тексту:

«Дабы практиковать Йогу, методы очищения ума, грамотную речь и грамматику,
Избавиться от болезней и загрязнений тела,
Позволь мне быть рядом с тобой, Патанджали!
Я склоняю голову и складывать руки в Намастэ перед тобой».

Вторая часть мантры, где описывается образ мудреца Патанджали для визуализации (именно так его и надо представлять себе, для целей практики):

«Абаху Пурушакарам
Шанкха Чакраси Дхаринам
Сахасра Сирасам Шветам
Пранамами Патанджалим»

Перевод

мантры Патанджали (по мат-лам перевода Гиты Айенгар) близко к тексту:

«Имеющему верхнюю часть тела человека,
Держащего в руках шанкху (раковину для призывания богов), боевой метательный диск (символ бесконечность), и меч (символ способности различения правды и лжи – Вивеки),
Чело которого тысячеголово и белоснежно (открыта Сахасрара-чакра),
Перед этим Патанджали я склоняюсь в почтении».

Знатоки санскрита могут свериться с деванагари.

Транслитерация мантры Патанджали:

Исполнение мантры Б.К.С. Айенгаром (он, как любой представитель касты браминов, знает её с детства): https://www.youtube.com/watch?v=VtxVmoZerpQ

  1. Обязательно и полезно также в начале практики вспомнить и упомянуть добрым словом своего Гуру – если же у вас формального Гуру (человека, давшего вам ритуальное, формальное посвящение в закрытые практики в конкретной секте индуизма) нет, то опять же, можно смело опустить это правило. Если вы не уверены, есть ли у вас формальный Гуру – формального Гуру у вас точно нет (не то, чтобы это было как-то плохо – наличие или отсутствие Гуру это «не беда и не лекарство»), и делать ничего не надо.

Зато, вместо этого, нелишне будет вспомнить:

  • Ваши цели в йоге (это называется Санкальпа – «твердая решимость», в смысле – достичь их). Цели определяют, как строить занятие, да и всю практику – какие техники делать, как часто, и по сколько. Без цели в йоге делать нечего.
  • Ваших Учителей Йоги (в широком смысле) – инструкторов, преподавателей и просто людей, которые сподвигли вас заниматься духовным поиском или помогли на этом пути так или иначе.

Таким «Учителем» может быть даже просто человек, который при вас хорошо отозвался о йоге в целом и вы это запомнили, или же дал вам хорошую книгу по йоге, либо показал дорогу к ашраму, где вы в итоге успешно помедитировали… Не надо устраивать полный перепросмотр ваших духовных поисков: достаточно вспомнить нескольких таких Учителей, кто приходит на ум, или нескольких основных. Учителем в этом широком смысле может быть даже ушедший из жизни человек, книги которого вы изучали — например, Свами Шивананда, или Шри Рамана Махариши, или, опять же, великолепный йогин Риши Патанджали, Шри Шива, Шри Кришна или другой Гуру Йоги.

Источник: my-yoga.ru

Духовная практика, как путь к успеху: особенности Мантра йоги

Мантра (джапа) йога – направление, воздействующее на тело и ум человека через звуковые вибрации. В основе практики заложена работа с исцеляющей энергией звуков и ритмов. Пение молитв и священных звуков считается мощнейшим инструментом древних мудрецов, влияющим на изменение окружающего мира. Слова санскрита обладают способностью исцелять тело, менять сознание человека. Они трансформируют энергию, успокаивают блуждающий ум. Действенность медитаций обусловлена принципом: «Мы становимся тем, на чем сосредоточен наш разум». Это и есть путь к успеху.

Что это такое?

Джапа йога, как и большинство духовных практик, основной целью ставит познание собственного Я через связь с Божественным. Через звуковые колебания меняется видение окружающего бытия, меняется свод ценностей, достигается душевная гармония.

В древних трактатах говорится, что видимый мир не что иное, как малая часть молекулярной материи, которая уходит далеко за пределы, доступные к пониманию человеческим разумом. То, что мы видим, лишь один из множества слоев вселенной.

Сотворенный задолго до мира физического, астральный наполненный переживаниями и образами, мыслями и чувствами тесно связан с вибрациями звуков. Йоги, владеющие бесценными знаниями, научились менять видимый физический мир посредством пения мантр и контакта с астральным миром.

Много веков мировые религии практикуют Джапа йогу. Целебные свойства звуковых вибраций, повторений священных слогов дают сильное положительное воздействие на физическое и духовное состояние человека. В Мантра йоге не используются физические упражнения для достижения положительного эффекта.

Практика

Имеется несколько вариаций произношения мантр:

  1. Вайкхариджапа. Для восстановления душевного баланса используют пение или проговаривание вслух звуков или молитвы, соблюдая ритмичность. Этот способ часто применяется новичками из-за своей простоты.
  2. Упансуджапа. Следующий этап после Вайкхариджапы. Смысл состоит в непрерывном произношении шепотом потока слов и слогов. Практика возможна без соблюдения ритмичности и мотива. Приступать ко второму этапу Джапа йоги рекомендуется не ранее, чем через три месяца регулярных занятий Вайкхириджапы.
  3. Манасикджапа. Мысленное повторение мантр. Требует определенной подготовки, так как сосредоточить внимание без шевеления губами или собственного голоса сложно.
  4. Аджападжапа. Высшая ступень Мантра йоги. Не требует никаких сознательных усилий, так как повторение мантр происходит само собой. Благодаря регулярным практикам мантра плотно укореняется в человеческую сущность и пульсирует с ним в едином ритме.

Еще одна эффективная разновидность Сагарбхпранаяма, где чтение мантр совмещается с концентрацией на дыхании.

Устали от коронавируса? Чувствуете страх, панику и подавленное состояние?
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Научитесь, чтобы поставить эмоции под контроль и стать хозяином своей жизни. Попробуйте сами. Подробнее.

Часто медитации проводятся в группах, под соответствующую музыку или звуки. Возможно использование четок, изображение божества, запись мантр на бумагу.

Во время медитативной практики следует прислушиваться к собственному телу. Все существо наполняется гармонией, энергией, светом, теплом, спокойствием.

Разновидности

В моменты наивысшего просветления, расширенного сознания или уровня сверхсознания древние мудрецы определили священные Божественные звуки мантры. Можно выделить следующие типы:

  • Мантры освобождения – избавление ума от ограничений человеческой формы и в итоге тотальное освобождение. Были получены в состояниях экстаза, поглощенности Высшим разумом или иной формой Божественного. Чтение мантр освобождения направленно на трансформацию человека и эволюцию. Они безопасны, читать их можно на любом уровне подготовки.
  • Мантры благословения получены в состояниях призыва Божества, Абсолюта, Эманации или в молитве. В зависимости от намерений и целей во время сеанса привлекается помощь высшей светлой или темной силы, энергии, духов. Мантры благословения это более серьезный этап, направленный на внесение благополучия в повседневную жизнь;
  • Мантры исцеления несут намерение исцелить тело и дух человека от конкретного заболевания.

Благоприятное воздействие мантр заложено не столько в сочетании ритма, мелодии и слов, сколько в вере в их целительные свойства. Вера растет от принятия Абсолюта, Высшего разума, Божества, становясь аксиомой позволяет мантре раскрыться в своей благостности.

Ум, словно лучник, принявший решимость выпускать стрелы. Когда ум спокоен, воля нерушима, а мысль чиста, пущенная стрела достигнет намеченной цели. Когда стрела достигнет цели пробудится воля. Воля породит веру. Вера сотворит чудеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: miryogi.com

Мантры на открытие чакр

Мантры для чакр — целительные звуки, порождающие божественные вибрации. Они очищают энергетические центры в тонком теле человека от негативной энергии и помогают настроиться на принятие информации из Космоса. Иными словами, мантры играют большую роль в духовном просветлении человека.

Коротко о семи энергетических центрах

В индуизме, буддизме, в современных оккультных системах и в аюрведе встречается такое понятие, как чакры. Это энергетические центры, по которым протекает жизненная энергия — прана.

Система чакр насчитывает 7 таких центров:

У каждого центра есть своя сфера влияния, цвет и мантра, которые в полной мере позволяют раскрыть его потенциал. Кроме того, существуют асаны для каждого энергетического канала. То есть во время медитации для каждой чакры необходимо принимать соответствующую позу.

Звуки мантры для каждой чакры

Как уже говорилось ранее, у каждого энергетического центра есть свой звук. Он гармонизирует чакру. Мантра раскрывает его, словно бутон, превращая в чудесный цветок.

Для каждой зоны следует использовать такие звуки:

  1. Муладхара — ЛАМ.
  2. Свадхистана — ВАМ.
  3. Манипура — РА.
  4. Анахата — ЯАМ.
  5. Вишудха — ХАМ.
  6. Аджна — ОМ.
  7. Сахасрара — АУМ.

Раскрытие каждого канала будет происходить постепенно. Не следует ожидать быстрого эффекта. Кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения сразу на все зоны.

Основные правила медитации и пения

Многие новички хотят получить результат от выполнения упражнений сразу же. Но такое бывает достаточно редко. Для того чтобы добиться пользы, нужно следовать некоторым правилам.

Особенно важна подготовка перед медитацией.

  1. Лучше всего медитировать после пробуждения.
  2. За 2-3 часа до пения мантр нельзя принимать пищу.
  3. Важно исключить внешние раздражители. Отключите звук на мобильном устройстве и постарайтесь принять удобную позу. Ничего не должно вам мешать. Одежда должна быть свободной, а обстановка — комфортной.
  4. Желательно, чтобы на момент медитации вы находились в полном одиночестве. Если это невозможно, попросите, чтобы вас некоторое время не беспокоили.

Пение мантры происходит в позе йоги. Для каждого центра — своя. Но если вы новичок, медитацию разрешается выполнять сидя. После упражнения следует расслабиться и отдохнуть 10-15 минут.

Мантры для открытия чакр

Для каждого энергетического центра есть свой особый звук.

Но существуют и мантры, которые подходят для открытия чакр.

  1. Муладхара — БАМ БХАМ МАМ ЙАМ РАМ ЛАМ.
  2. Свадхистана — ВАМ КШАМ ШАМ САМ.
  3. Манипура — РА РАМ ДХАМ НАМ ТАМ ДХАМ МАМ ТХАМ ДАМ ПХАМ ПАМ.
  4. Анахата — ЯАМ КАМ КХАМ ГАМ ГХАМ НГАМ ЧХАМ ЧХХАМ ДЖАМ ДЖХАМ ИНЬЯМ ТАМ. ТХАМ.
  5. Вишудха — АМ ААМ ИМ ИИМ УМ УУМ РИМ РИИМ ЛРИМ ЛРИИМ ЭМ АИМ ОМ АУМ.
  6. Аджна — Основная мантра: ХА ТХА ОМ.
  7. Сахасрара — ОМ АУМ АУМ ОМ.

Кроме того, некоторые звуки и мантры подходят ко всем энергетическим центрам. Например, звук «ОМ». Несмотря на то что он используется для аджны, его можно применять и для других зон. Мантра «ОМ» считается прародительницей всех мантр. Она символизирует триединство богов Шивы, Вишну и Брахны и может быть использована для открытия всех чакр.

Муладхара — корневая чакра

Самый первый энергетический канал располагается в основании позвоночника в области копчика. Корневая зона отвечает за инстинкт выживания и самосохранения. Этот энергетический центр определяет темперамент и характер личности. Первой чакре соответствует красный цвет. Медитацию рекомендуется выполнять в позе Ардха Матсиендрасана. Звук «ЛАМ» нужно произносить нараспев, особенно растягивая букву «м» — «ЛАМ-М-М-М».

Развитие муладхары открывает источник энергии и силы. Человек становится более выносливым и бодрым.

Свадхистана — чакра сексуальности

Второй энергетический канал располагается немного выше первого. Свадхистану можно почувствовать в области живота, примерно на 4 пальца ниже пупка. Чакра отвечает за сексуальную энергетику, за половое влечение, за общительность и за отношения с противоположным полом. Цвет второго энергетического центра — оранжевый. Звук, который ей соответствует — «ВАМ». Голосовая работа с этим центром может проходить вместе с партнером. Тогда вы будете лучше понимать и чувствовать друг друга. Медитацию на свадхистану рекомендуется выполнять в позе Бхуджангасана.

Манипура — чакра солнечного сплетения

Третий центр находится в области пупка. Он отвечает за социальную успешность, уверенность в себе и своих силах. Практически все комплексы человека возникают из-за того, что этот энергетический центр не полностью открыт. Цвет чакры — желтый. Для открытия используется мантра — «РАМ». Звуковые вибрации гармонизируют энергию, и человек становится более уверенным в себе. Для этой чакры лучше всего подойдет круговой способ пения. Поэтому мантру «РА РАМ ДХАМ НАМ ТАМ ДХАМ МАМ ТХАМ ДАМ ПХАМ ПАМ» следует произносить нараспев.

Сила манипуры выражается в умении общаться с людьми и находить компромиссы. Медитацию выполняют в позе Сарвангасана.

Анахата — чакра сердца

Четвертый энергетический канал расположен в области сердца. Анахата связана с эмоциональной сферой. У жестоких, бездушных людей она полностью закрыта. Цвет чакры — зеленый. Медитации на анахату позволяют открыть в себе чувство сострадания и любви к ближним. Для этого необходимо распевать звук «ЯАМ» в позе Чакрасана.

Аджна — третий глаз

Этот энергетический центр является одним из самых популярных. Находится он между бровями, поэтому имеет такое необычное название — «третий глаз». Но есть еще одна причина, почему эту чакру так называют. Она отвечает за интуицию и ясновидение. У людей, которые обладают экстрасенсорными способностями аджна открыта. Прокачка чакры осуществляется при помощи мантры «Ом» и позы Вирасана. Цвет зоны — синий.

Вишудха — чакра горла

Следующая зона располагается в области шеи. Практикуйте медитацию на этот энергетический центр, если хотите развить в себе творческие способности. Зона отвечает за самовыражение и таланты. Ее цвет — голубой. Медитировать следует, произнося мантру «ХАМ» и приняв позу Маха Мудра.

Сахасрара — теменная или коренная чакра

Седьмая и последняя из чакр, она является самой важной на пути к просветлению. Сахасрара отвечает за связь с Космосом и Вселенским разумом. Медитации на эту зону позволяют получить ответы на все вопросы о прошлом, сегодняшнем и даже будущем, а также открыть весь потенциал человека.

Располагается она в области макушки. Распевание мантры «АУМ» позволит не только раскрыть седьмой энергетический канал, но и гармонизировать поток божественной энергии по всему телу. При помощи медитации на этот центр мы уравновешиваем энергетические связи в нашем теле. Делать упражнение следует в позе Лотос.

Медитация на чакры и пение мантр — отличный способ улучшить самочувствие, научиться разбираться в себе и своих проблемах. Люди, регулярно выполняющие данные упражнения, бодры, полны энергии и сил.

Источник: karmascope.ru