Как подготовиться к исповеди и причастию взрослому

Подготовка к Исповеди и Причастию

Участие в Таинстве Исповеди и Причастия это начало и основа духовной жизни православного человека. Современная практика Церкви предлагает приступающему к Причастию непременно приступить и к Исповеди. Так два Таинства становятся хронологически рядом, а, значит, и подготовка к ним будет иметь единый порядок.

В идеале вся ежедневная жизнь христианина должна быть приготовлением ко Причастию – и она же духовным плодом Причастия. Однако, современному человеку легче, если он знаком с некоей последовательностью действий, которые нужны, чтобы всё было правильно.

Порядок подготовки

Подготовка к Таинству включает в себя работу со своей душой, умом и со своим телом. Обычно это занимает несколько дней.

  1. Подготовка начинается со свидетельства своей веры во Христа и надежды на Его безграничное милосердие. Свидетельствуем это мы своей искренностью. Открываем свою душу Богу, чтобы показать все раны, нанесённые грехом.
  2. Необходимо и смирение. Не превозносимся перед другими, не верующими или не причащающимися. Осознаём своё недостоинство и духовное несовершенство.
  3. Найдём в своём сердце благое дерзновение любви ко Христу, жажду быть едиными с Ним. Пусть это сочетается с пониманием того, что Бог дал нам возможность вкусить Тела и Крови Христовой не по нашим заслугам, а по своей милости и человеколюбию. Так родится желание, и ревность послужить своей жизнью Господу.
  4. Говение. Говеть, значит, почтить грядущее Таинство. Это некое самоиспытание, которое включает пост, молитву, милостыню, чтение Священного Писания.
  5. Телесный пост усмиряет тело, обуздывает греховные желания и страсти, устремляет к духовному. Величина поста пред Причастием варьируется в зависимости от частоты Причащения, состояния здоровья, возраста и многих других факторов, которые полезно обсудить со священником.
  6. Особенно внимательно следим за своими словами и поступками, удерживаем свой язык от сквернословия и осуждения.
  7. Читаем «Правило к Святому Причащению». Молитвы «Правила» побуждают к истинному покаянию.
  8. Дела милосердия. Милосердными нам заповедано быть всё время нашей жизни, но в период подготовки к Исповеди и Причастию, христианин призван к сугубому вниманию к этой добродетели.
  9. Подготовка к Таинству Исповеди. К Исповеди нужно подходить с особым состоянием души, некоторой внутренней сосредоточенностью. Для этого нужно пересмотреть свою жизнь, спросить свою совесть, жива ли она. Что она скажет о нашем духовном состоянии?
  10. Перед Исповедью необходимо умом осознать свои грехи, проанализировать свои поступки и мысли, вспомнить свои душевные состояния. Следовали ли мы путём указанным Спасителем? В чем и как нарушали Заповеди Божьи и тем оскорбляли Божественную Любовь? Недостаточно просто отыскать те или иные грехи. Полезно найти их корни, те греховные страсти, которые их рождают. Чтобы последовательно подойти к этой внутренней работе можно записать грехи, которые вспомнились.
  11. Встреча со Христом в Таинствах это одновременно радость и суд. Чтобы встретить Судию милостивого к нам, необходимо искренне сокрушаться о своих грехах.
  12. Мы не можем исправить себя без помощи Божьей. Почувствовав своё бессилие перед злом, которое гнездится в нас, будем просить у Бога поддержки, чтобы впредь не осквернять себя грехами.
  13. Но настоящее покаяние питает себя памятью обо всех благодеяниях Божиих к нам. Ответим же Ему благодарностью. Проявим желание исправить свою жизнь, отказаться от греховных привычек и поступков.
  14. Для того чтобы не растеряться на Исповеди можно заранее продумать, что скажете священнику со всей искренностью, без утаивания. Иногда полезно написать какие-то подсказки на бумаге.

Будем искать в Таинстве Покаяния не формального «разрешения» и « условия» для причащения, а глубокого духовного обновления, примирения с Богом.

  1. Необходимо простить от сердца всем обидчикам, примириться, попросить прощения у тех, кого вы обидели.
  2. Помните, что если человек подходит к Причащению с сердцем, наполненным завистью, обидами, злобой, то Таинство будет принято им не во спасение, но в суд и осуждение!
  3. Необходимо посетить вечернюю службу накануне Причастия и приступить к Таинству Исповеди, которое обычно совершается вечером или перед самой Литургией.
  4. Важно также соблюсти Евхаристический пост. С 12 часов ночи до момента Причащения христианин ничего не пьёт и не ест.
  5. Чистота телесная. Чистая и аккуратная одежда, общий опрятный вид, помогает нам поддержать благоговейное состояние, проявить уважение к Святыни Таинства.
  6. Необходимо прийти к началу Богослужения Литургии, благоговейно и со вниманием помолится на службе.

Заключение

В широком смысле, вся жизнь Церкви, все её правила, духовные и литургические, покаянные и дисциплинарные это подготовка к Причастию, к радости полноты «невечернего дня» вечного Божественного Царства.

Протоиерей Андрей Ткачев. Как подготовиться к исповеди

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: pravlife.ru

Как готовиться ко Святому Причащению

Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.

Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.

Читайте также:  Что означают графические символы знаков зодиака

Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).

Источник: azbyka.ru

Как подготовиться к исповеди и причастию

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца и продукты их содержащие. При строгом посте исключается и рыба.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей больных, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Жизненно важные лекарства едой не являются, при необходимости их можно принять после полуночи.

Покаяние. Исповедь.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской.

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Чтобы хорошо подготовиться к исповеди, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

На исповеди следует только перечислить свои грехи, а если есть потребность пообщаться со священником, рассказать подробности, задать вопросы и попросить совета, то можно договориться со священником и после литургии побеседовать.

Это очень важно, потому что, во-первых, исповедь – это таинство, и если мы общаемся во время исповеди на интересующие нас темы, задаем вопросы или жалуемся на ближних, то смысл таинства искажается, мы таким образом проявляем неблагоговение к таинству. А во-вторых, мы задерживаем ближних, которые ждут своей очереди, и могут не успеть исповедоваться и причаститься.

В нашем монастыре в воскресные дни и большие праздники исповедь проходит в храме святителя Спиридона Тримифунтского: вечером с 16:00, утром с 7:30.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые. Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков? Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Читайте также:  Да будет свет: самые счастливые знаки Зодиака

Как подходить в святой чаше

Перед началом причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются, священник выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).

Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.

К чаше подходят по очереди, в монастыре первыми полагается пропустить монашествующих, затем в нашем монастыре причащаются воспитанницы приюта, а после этого младенцы, дети, мужчины и женщины. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.

Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (теплую святую воду). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту.

Как правило, после литургии в храме читаются молитвы по святом причащении. Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Их можно найти в православном молитвослове.

В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклоненных молитв на праздник Троицы.

После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.

О причащении детей

Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются святого причащения. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.

В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

К посту перед причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед причастием.

Источник: solba.ru

Подготовка взрослых к причащению

Дорогой читатель, в данной статье хочу помочь Вам разобраться, как взрослому человеку необходимо подготовиться к таинству Причащения Святых Христовых Таин и Исповеди.

Важна, прежде всего, духовная подготовка

Прежде всего, чтобы причаститься, Вам заранее нужно выбрать храм, посмотреть его расписание и скоординировать свои действия в соответствии с этим графиком.

На нашем сайте есть информация, посвященная рассказу о таинствах исповеди и причастия, в данном же разделе мы не будем рассматривать смысл таинств, а лишь остановимся на вопросе, как подготавливаться к таинству взрослым (подготовке детей к причастию будет отведена специальная статья).

Параллельно готовиться к исповеди

Для того, чтобы причаститься нужно подготовиться параллельно к исповеди, подготовка к исповеди – очень важный аспект, его рассматривал на нашем сайте в соответствующем разделе.

Важно подходить к Таинству с пониманием

Взрослые и дети должны подходить к таинствам с пониманием, что они исповедуют грехи перед Богом, а после причащаются Тела и Крови Христовых, получая при этом большую пользу и Божественную благодать, соединяясь с Христом и вкушая самого Христа.

К принятию Тайн должен каждый себя приготовлять, кроме:

младенцев до 7 лет (включительно),

при смерти лежащих взрослых и детей любого возраста,

больных, а равно и беременных в нездоровом состоянии – их причащают особым чином без должной подготовки на дому или в храме.

Подготовка ко причастию заключается в подготовке телесной, духовной и молитвенной:

Краткая схема подготовки: пост от трех до семи дней – накануне вечером посещение службы в храме – дома молитвы – утром на исповедь – и в конце службы причастие.

Поститься от 3 до 7 дней (судите по своему состоянию: кто-то сможет только три дня, а кто-то все семь). Обычно 7 дней постятся те, кто редко причащается и пропускает посты. 3 дня постятся те, кто причащается регулярно. Под постом подразумевается пост телесный и духовный. Это означает: не есть пищу животного происхождения, не участвовать в пьянках и торжествах, проводить дни более спокойно, без суеты, почаще политься, не иметь отношений с мужем или женой, не курить, больше думать о грехах и Боге. В момент причастия быть в женской чистоте.

Накануне причастия

Накануне причащения прийти в храм на вечернее богослужение, как правило, оно происходит в 17-00.

Важно не растрачиваться и не терять внимания

После богослужения нежелательно слушать музыку, смотреть телевизор — это отвлекает от соответствующего настроя. Рекомендуется спокойно провести время, желательно отдохнуть, погулять, побыть с семьей, избегать ссор и споров.

Вечером перед причастием

Подготовка к исповеди происходит накануне вечером после службы. Важно сосредоточиться, вспомнить, осознать и выписать все свои грехи на листок бумаги. Если с пониманием грехов возникнут сложности, можно почитать соответствующую литературу или ознакомиться с основными грехами и их определениями на нашем сайте. Вспомнить нужно не только те грехи, которые Вы совершаете каждый день, но и те, которые совершали ранее и еще не исповедовали, этим может быть, например, тот факт, что в школе Вы дразнили или обижали кого-то или воровали и так далее.

Перед сном

За полтора часа до привычного ритма отхода ко сну открываем молитвослов (это книга со сборником молитв) и начинаем читать, но не просто читать, а молиться, пытаясь вникнуть в смысл читаемого и произносимого – конечно, сначала может быть тяжело, я Вас прекрасно понимаю. Хорошо, если священник Вам заранее показал, как и в каком ритме читается молитва, а в каком – канон. Когда христианин понимает эти нюансы, ему молиться будет не так тяжело и тоскливо. А позже, когда текст и метод чтения будут известны, каноны будут просто пролетать с великой душевной радостью.

Молитвенная подготовка не является формальностью, это очень важно:

«Молитвы на сон грядущий»

Канон «Ангелу Хранителю»

Канон «Божией Матери»

Канон «Ко святому причащению»

Затем ложимся спать.

День причастия:

Встаем примерно в 6-00.

Открываем молитвослов, находим:

Утренние молитвы — читаем

Молитвы «Ко святому причащению» без Канона читаем (Канон вычитали вчера вечером).

Натощак

Далее: натощак, почистив зубы, убравшись, спокойно, заранее выходим из дома в храм, не суетимся, если едем на машине, никого не подрезаем, если обидели домашних чем-то, просим прощения и идем в храм.

В Храм, несмотря ни на что, идем, даже если кто-то испортил настроение или облила машина, пробили колесо и так далее

Заходим в храм, осматриваемся, можем помолиться у любой понравившейся иконы. Затем нужно встать и ждать исповеди, по окончании исповеди начнется литургия, которую внимательно слушаем, очень скоро, если Вы будете ходить в храм каждое воскресенье, от богослужения Вы будете получать необыкновенную Божественную радость, спокойствие, в связи с тем, что в литургии заложен необыкновенный смысл и молитва. А в причастии сокрыта необычайная благодать. После причастия каждый старается меньше грешить, решает исправляться и сохранять в себе благодать. Ощущение благодати сохраняется у всех по-разному, в среднем от 1 до 4 дней, в зависимости от стиля жизни и характера.

Читайте также:  Тотемное животное по дате и году рождения

После причащения обязательно читаем благодарственные молитвы

После причащения с радостью и искренней благодарностью Богу читаем молитвы «Благодарственные по Святому Причащению». Не плюем и не кушаем семечки или фисташки ближайшие 2 часа, чтобы случайно не выплюнуть частичку вкушенных даров. День стараемся провести без суеты, ругательств, дабы сохранить в себе освящающую силу Божественной Благодати.

Источник: ierei063.ru

Как готовиться к Причастию

Если коротко, то готовиться надо так, как благословляет духовник. Есть очень много обстоятельств, которые делают невозможным применение общих правил. Тем не менее существует 4 основных этапа подготовки к Причастию: пост, молитвенное правило, исповедь, присутствие на вечернем богослужении и литургии. О них и еще нескольких моментах в Слайдах «Фомы».

Подробнее о подготовке к Причастию можно прочитать в церковном документе, утвержденном Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви, — «Об участии верных в Евхаристии».

Пост

Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов. К Причастию подходят натощак.

Вечернее богослужение

Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия.

Исповедь

Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией.

Молитвенное правило

Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.

Исключения

Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально.

Кому нельзя причащаться?

Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.

Дети

Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей. Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

После Причастия

Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Светлая седмица

Христиане, соблюдавшие Великий пост, в период Светлой седмицы (неделя после Пасхи) ограничиваются евхаристическим постом. Аналогичная практика может соблюдаться в период между Рождеством и Богоявлением (7–19 января). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.

В итоге

Пост, исповедь, молитва, служба, но все по силам и по обстоятельствам каждого, все исключения — как послабления, так и большую строгость в подготовке — надо обсудить со священником.

| Читайте также:

Таинство радости

Причастие: благодарность Богу

Великий четверг

Огромная благодарность, Юрий, за Ваши советы и рекомендации. Очень подробно и глубоко.

Кирилл, Спаси Вас Христос !
Как всегда замечательно изложено.
Обязательно перешлю Вашу статью своим друзьям

Извините, уважаемый Юрий, но нужно учитывать, что существуют установленные правила для всего, что происходит в Церкви. При чем эти правила существуют уже очень давно, и мы должны их исполнять. Представьте, если каждый будет делать все, что ему вздумается: например, священнику вдруг не захотелось проводить службу в воскресенье, или поющие на клиросе решили вместо службы сходить на день рождения, что же тогда будет? Это касается и подготовки к Причастию, Исповеди, Крещению, Венчанию и т. д. Не сравнивайте наше время и то, что было 2000 лет назад. Тогда действительно люди особо не постились, но нужно учитывать, что в то время их вера была намного сильнее, чем наша и житейские правила были очень строгими. А мы живём в мире современных технологий и вседозволенности. И чтобы мы не ринулись с головой во всевозможные позволенные греховные дела, у нас, к счастью, есть эти 4 поста, которые избавляют или страхуют от всяких зависимостей.

1 благословение священника не нужно для того чтобы идти к Причастию, нас уже благословил к этому Сам Господь Иисус Христос , читаем Евангелие внимательно
2 по оскудению духоносных отцов (читай «духовников») еще святитель Игнатий Брянчанинов писал об этом ,можем сами установить себе чтение обязательных молитвословий, можем при этом спросить — подчеркиваю по святителю Игнатию — СОВЕТА у священника, не человек для правила
3 Таинство Исповеди и Причастие это два разных Таинства и никакие каноны не предписывают обязательную исповедь перед причастием
4 Вечернее богослужение не обязательно , главная служба это Литургия
5 Священники принимая исповедь только свидетели , мы исповедуемся перед Богом который невидимо присутствует при этом и именно Он и прощает нам грехи а не священник «своею властию», никакой такой власти у священника нет
6 все советы священника принимать с рассуждением особенно касающиеся каких то «обязательных » и «установленных » правил , он не может нам приказывать или настаивать на чем-то для него являющимся правильным
7 Очень хорошо будет если вы прочитаете о том как Причащались первые христиане, какие молитвы читали (правил к Причастию тогда не было),
8 Первые христиане отказывались от пищи в среду и пятницу в пику евреям которые это делали в понедельник и четверг, а кто соблюдает среду и пятницу во весь год , тот может вполне так жить и безо всех четырех постов ибо этого вполне достаточно
Про историю поста читайте «Толковый Типикон» проф. Скабаллановича

Источник: foma.ru