Что означает крещение в православии

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Обряд крещения ребенка и взрослого в православии, правила

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На сегодняшний день является модным быть крещенным и иметь при себе все соответствующие крестильные предметы. Но перед таким важным событием, как крестины, стоит задуматься: отдать дань моде или же осознанно выбрать такой путь. В этой статье пойдет речь о том, какое значение имеет крещение в жизни человека, как проходит обряд крещения ребенка и взрослого, и какие правила необходимо соблюдать, чтобы все прошло успешно.

Обряд крещения, история

Обряд таинства крещения – один из самых древних в истории православной церкви. Самым главным атрибутом во время крещения является вода. Вода способна смывать все грехи с человека, но после крещения она приносить человеку смерть для греха, а для Христа воскрешение.

Таинство крещения означает духовное рождения человека, после чего он является вхожим в церковь. Теперь крещеный имеет право участвовать во всех иных обрядах православной церкви, например, исповедь или причастие. Не крещенных людей церковь не отпевает после смерти.

Изначально обряду крещению предавались только взрослые, так как их выбор был осознанным. Но со временем всецелого вхождения веры в семьи простых обывателей, стали крестить и младенцев, основываясь на вере родителей. Нужно ли крестить ребенка в раннем детстве – открытый вопрос, который и сегодня беспокоит многих родителей.

Обряд крещения ребенка в православии, правила

Крестить человека можно в любом возрасте. Но устав церкви рекомендует делать это в младенчестве, так как этот обряд снимает с ребенка первородный грех. У Иисуса Христа было очень особенное отношение к детям. Он говорил:

«Пустите их ко мне, не запрещайте деткам ко мне приходить, ибо есть Царство Божье».

Поэтому чем раньше будет ребенок крещен, тем быстрее он примет Божью благодать.

Лучше всего крестить ребенка на сороковой день после рождения. Считается, что 40 дней после родов женщина пребывает еще в нечистом положении и ей запрещается вход в церковь. После истечения этих дней, батюшка читает над матерью молитву вхождения в церковь, и она спокойно может присутствовать на обряде крещения своего младенца.

Существуют некие возрастные рамки, которые определяют, как будет проходить обряд крещения:

  • если ребенку нет 7 лет, ответственность за обряд ложиться на его родителей, именно они решают необходимость такого действия;
  • если же малышу исполнилось 7 лет, помимо согласия родителей, спрашивают и ребенка. Если он не согласен, обряд отменяется;
  • если ребенку исполнилось уже 14 лет, он сам вправе решать — быть крещеным или нет, поэтому согласие родителей не обязательно.

Самым лучшим возрастом для крещения является возраст 3-6 месяцев. Малыш еще не совсем отличает «своих» и «чужих», мама может присутствовать на обряде и крещение переноситься спокойно и легко. Иногда таинство крещения происходит в первые дни жизни малыша из-за тяжелой болезни ребенка. Часто священник приезжает в сам родильный дом.

Для обряда крещения младенца необходимы определенные вещи:

  • крестильная рубашка. Одежду для крещения принято иметь новую, ее покупает крестная мать. Для девочки обязательно наличие шапочки;
  • крыжма. В роли крыжмы может быть взято белое полотенце или покрывало. Она нужна для того, чтобы завернуть младенца после купания. Крыжму приобретает будущая кума;
  • нательный крестик. Этот атрибут крещения можно приобрести непосредственно в церкви, а можно принести с собой, предварительно освятив его;
  • икона святого. Нужна икона святца, в честь которого называют ребенка. Если такого нет, можно приобрести икону Ангела-хранителя.

Особенно ответственно нужно подойди к выбору крестных родителей. Следует помнить о таких вещах:

  • крестные родители будут отвечать за духовное образование ребенка;
  • крестная мать и отец должны принимать активное участие в жизни крестника или крестницы;
  • крестные родители обязаны заботится о ребенке, если его биологические родители умирают;
  • кумовья обязательно должны быть сами крещенными.

Для человека старше 18 лет крестные родители не нужны.

Обряд крещения ребенка

Опишем, как происходит обряд крещения младенца в православной церкви. Перед крещением желательно заранее приехать в церковь, чтобы ребенок немного привык к обстановке, а батюшка не ждал. Когда всех пригласят в церковь, девочку берет на руки крестный отец, а мальчика – мать.

После процедуры купания они поменяются местами. Задача крестных родителей четко повторять все то, что говорит им святой отец. Они отрекаются от дьявола три раза, обещают придерживаться всех Божьих заповедей и повторяют за священником «Символ Веры».

После этого батюшка берет младенца и подносит к алтарю (девочку) или в алтарь (мальчика). Далее ребенка оголяют и три раза окунают в купель. После этого малыша передают крестному родителю.

В процессе крещения присутствует еще один обряд – миропомазания. Священник помазывает тело крещенного дитя специальным маслом – миром. После миропомазания ребенку одевают освященный крестик. Также батюшка остригает волосы малыша крестообразно. Затем малыша одевают и отвозят домой.

Таким образом, происходит обряд таинства крещения. Сколько длиться обряд крещения по времени зависит от того, как ведет себя ребенок, как быстро читает молитвы батюшка и как активно принимают участия в процессе крестные родители. Зачастую этот обряд не длиться более получаса.

Обряд крещения взрослого человека в православии

Обряд крещения взрослого человека несколько отличается от обряда таинства крещения младенца. До крещения следует тщательно подготовиться:

  • соблюдать строгий пост три дня;
  • исповедаться;
  • причаститься.

Наличие крестных родителей не обязательно, так как взрослый человек сам несет за себя ответственность. А в остальном, обряды схожи. Атрибуты для крещения взрослого такие же, как и для малыша.

Взрослый осознанно идет на этот шаг, поэтому и подготовка к обряду тоже должна быть серьезной.

Суть обряда крещения заключается в духовном очищении человека и привлечение его к церкви. Принимать решение о крещении нужно обдуманно, осознавая всю ответственность.

Господь всегда с Вами!

Смотрите так же и видео из которого Вы больше узнаете о таинстве крещения:

Источник: ikona-i-molitva.info

Суть обряда крещения человека

Вы находитесь:

Почему многие не понимают суть обряда крещения человека? В чём суть крещения ребёнка и зачем вообще совершать обряд крещения? Давайте обратимся к тайнам Писания.

Для того, чтобы понять зачем вообще человек совершает обряд крещения, нам необходимо разобраться в том, что такое вообще само крещение? Многие совершают обряд крещения по причине, что “ну все так делают”; “так сказали батюшки”; “родители так считают” и так далее, но точного и правильного ответа мы не услышим от людей, которые совершают обряд не только сами, но и ведут детей своих на подобные мероприятия.

Прежде чем говорить об обряде крещения, хотелось бы обратить ваше внимание на слова из Священного Писания, что сказано в Писании по этому поводу. Ведь в большинстве своём общее представление о таинстве крещения состоит в том, чтобы придти в церковь и окунуться в воде или окропиться обычной водой. Иногда эти обряды отличаются между собой незначительно, где то полностью ныряют в воду, где то брызгаются водой, где то садятся в тазик наполненный водой. Но суть остаётся одна: обряд омовения плоти человека.

На видео видно как понимается сам обряд таинства крещения в церкви — таким ли оно должно быть?

Крещение в православной церкви

Каким должно быть крещение человека

А теперь давайте обратимся к Писанию, что сказано в нём?

1Пет 3:21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

Из стиха 1Пет 3:21 видно, что крещение, это обещание Богу доброй совести, а не омытие плоти мёртвой водой, не имеющей духовности. Для многих это не совсем может быть понятно, тогда попробую объяснить подробнее:

Водное крещение в Библии — стихи и толкование.

Чтобы понять что такое водное крещение и нужно ли оно, необходимо открыть Библию и разобраться в обряде водного крещения.

Деян 18:25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Обратите на слова “знал только крещение Иоанново” то есть водное крещение, это крещение Иоанна, а не Господа нашего Иисуса Христа. Получается все кто совершает обряд крещения по плоти, совершает обряд по Иоанну, а не по учению Иисуса Христа. Но сам Иоанн говорит следующее:

Лк 3:16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Иоанн выходит крестил только по плоти и на нём это крещение должно было закончиться, ведь Иисус должен был крестить всех Духом Святым и огнём. А вы встречали хоть одну церковь до сегодняшних дней, где крестят Духом Святым и огнём? И речь идёт опять не о физическом огне, а о духовном. Огонь — по Писанию, это слово правды, которое сжигает ложь, очищает внутренности человека, очищает сердце, мысли, разум людей.

Читайте также:  Кольцо спаси и сохрани хамелеон значение цветов

По сути своей таинство крещения — это есть обрезание сердца человека рукой не рукотворной, как сказано в Писании:

Втор 10:16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;

Иер 4:4 Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших.

Посмотрите подробнее о крещении видео, в котором раскрыт смысл обряда Божиего, каким он должен быть по настоящему, по Божиему закону.

Крещение человека Духом Святым и огнём

А теперь посмотрите видео где сказано о том кто такой настоящий верующий человек:

Резюмируем вышесказанное о крещении человека:

Из всего сказанного понятно следующее: крещение должно быть не по плоти омовением или окроплением физической водой, а обещание Богу доброй совести. Очищение сердца нашего происходит посредством слова Божиего, а не по средством мёртвой воды. Поэтому и крещение должно быть по духу живым словом и огнём — Духом Святым. В этом и заключается всё таинство крещения Господня.

Напоследок прочитайте пример крещения человека из жизни:

Когда новобранец в армии прошёл свой первый бой, его стали поздравлять с первым боевым крещением. Почему его поздравили именно с крещением? Всё верно, он не струсил и участвовал в бою на равных со всеми, но для него это был некий барьер, страх с которым он справился, он закалился в этом первом бою и все последующие участия в сражениях будут не так страшны, так как он уже однажды прошёл подобный путь.

К чему этот пример? Да к тому, что точно так же проходят крещение и верующие люди, только в бою с ложью и обманом в духовном мире. Неся правду людям приходиться очень многое терпеть, справляться с многими страхами и это закаляет нас духовно, очищает нашу душу. Мы сражаемся не с плотью и кровью, мы сражаемся с духами тьмы, лжи, коварства.

Теперь выбирать вам какое принять крещение, Божие Святым Духом и огнём или плотское Иоанново, не имеющее правды и истины.

Мк 10:39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься

Креститесь крещением Иисуса Христа и будете спасены. Благодать и мир со духом вашим! Аминь.

Пишите в комментариях о том, как вы совершали обряд крещения или какой хотите выбрать обряд крещения? Собираетесь ли вы креститься как Иисус Духом и огнём, или Иоанновым крещением?

Источник: dar-boga.ru

Таинство крещения

Самое первое Таинство, с которым человек встречается, обратившись в православную веру, это – Крещение. После участия в нем, человека можно считать православным. Это – как бы грань, отделяющая нас от греховной жизни в безверии и обращающая к новой жизни во Христе.

Что такое крещение

В Священном Писании несколько раз упоминается о крещении. В Евангелии описано крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан, а в Деяниях апостолов – о том, как крестили разных людей апостолы.

До пришествия Христа было крещение Иоанново. Что это такое? Святой Иоанн Креститель , называемый также «Предтечей», был предшественником Христа и апостолов. Он первым ввел крещение в реке. На Иордан к нему люди шли толпами. Предварялось оно проповедью святого о покаянии.

Это крещение выглядело таким образом. На реку Иордан приходили люди, желающие принять крещение. Они вслух называли свои грехи перед всеми, каялись. Затем только святой Иоанн окунал их в реку, что символизировало очищение души от грехов. Выходили люди из воды уже чистые и телом, и душой.

Это было не христианское крещение, но оно нужно было для того, чтобы явился миру Христос. Святой Иоанн Креститель несколько раз говорил, что он крестит водой, а вслед за ним придет Некто, Кому он будет недостоин даже развязать ремень обуви, т.е. совершить даже рабскую работу. И Он будет крестить «Духом Святым и огнем», т.е. Благодатью Святого Духа. Отсюда и пошло имя святого – Предтеча, что значит предыдущий.

В Евангелии рассказывается, как пришел ко Иоанну на реку Христос, требуя совершить над ним крещение. Это было Ему и не нужно, ведь у него не было грехов. Об этом Ему и сказал святой Иоанн, но получил ответ, что таким образом «надо исполнить всякую правду», т.е. выполнить то, что должно было произойти.

Когда Христос вошел в воду, то произошло необычайное явление: на голову Иисуса сошел белый голубь. Это был Святой Дух в телесном виде. А с неба прозвучал голос Отца Небесного о том, что перед ними – Сын Божий. Таким образом, была явлена Святая Троица – Бог Отец (голосом), Бог Сын (Христос) и Святой Дух в виде голубя.

Этим Христос показал нам пример послушания и дал новое Таинство – крещение во оставление грехов и начала новой жизни.

Суть Таинства крещения

Таинство крещения нужно проходить для того, чтобы стать православным. Некрещеному человеку нельзя приступать к другим Таинствам Церкви, а значит, и получить Божественную Благодать практически невозможно.

Во время Таинства крещения человеку дается Благодать на отвращение от прежней греховной жизни и обращение к Богу. Человек как бы заново рождается в купели (Иоанн,3;5).

При этом человек произносит слова отречения от диавола, его дел, а затем высказывает свое вероисповедание и желание служить Богу. Чин рассчитан на взрослого человека, пришедшего креститься осознанно. Но на Руси (и в других православных странах) принято крестить человека в младенческом возрасте. Это обычно делается из-за опасения, что человек может не дожить до осознанного возраста, а значит, умереть непросвещенным Благодатью.

Поскольку ребенок не может сам говорить и понимать, за него произносят слова отречения от диавола и соединения со Христом взрослые люди. Они называются « крестными родителями ». Они вступают в духовное родство со своим крестником и его родителями. Обязанность крестных заключается не только в произношении слов на Таинстве, но и последующая забота о духовном воспитании крестника и пожизненная молитва за него. А в случае смерти земных родителей, крестные иногда усыновляют крестника.

Если Таинство проходит взрослый человек , то крестные ему не нужны. Он сам произносит слова отречения и читает Символ веры.

Суть Таинства крещения – разорвать путы души человека с диаволом и ввести его в чин православных людей, имеющих задачу – угождение Богу. В купели происходит омовение тела человека, что символизирует очищение души его от прежних грехов.

Как происходит Таинство крещения

В самом начале оглашенный или крестные родители (если крещение будет принимать ребенок) встают рядом со священником, который читает молитвы о просвещении человека, собирающегося принять крещение, и сохранении его от зла. Потом он поворачивает их лицом на запад и предлагает отречься от диавола, всех его злых дел. После этого надо дунуть и плюнуть на диавола. Этот жест символизирует ненависть к злым делам, грехам.

Затем человек вместе с батюшкой поворачивается лицом на восток и произносит слова веры во Христа. Священник трижды вопрошает оглашенного, отрекся ли он от сатаны и его злых дел. На этот вопрос надо трижды ответить положительно. Потом священник спрашивает о том, верит ли человек во Христа и сочетается ли с Ним. На это тоже трижды надо ответить положительно.

После этого оглашенный или крестный читает Символ веры. Затем священник читает молитву на освящение воды. Он рукой благословляет воду с троекратным пением «Аллилуйя», затем опускает туда освященное масло. Этим маслом батюшка помазает и крещающегося.

Основная часть Таинства

Затем начинается основная часть – троекратное погружение человека в купель со словами: «крещается раб (раба) Божия (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Вынув ребенка из купели, священник отдает его крестным, которые держат наготове полотенце. Они вытирают его и надевают на него крестильную рубаху. Священник в это время читает особую молитву на освящение крещальной одежды.

После этого на шею человека надевается крест, который он не должен снимать до самой смерти. Дальше происходит Таинство миропомазания. После этого крестный с крестником на руках (или сам крещающийся) идут вслед за батюшкой вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3-27 ). Этот шествие повторяется трижды в знак того, что человек готов идти по жизни вслед за Христом и подражать Ему в земной жизни.

Потом читается отрывок из Апостола и Евангелие. Затем следуют ектении, а потом происходит сострижение волос крещающегося в знак посвящения души и тела Богу. Остриженные волосы наматываются священником на свечу и опускаются в купель. (На этот счет имеются народные поверья о том, как поведет себя свеча в купели, потонет или нет. Это, конечно, является предрассудком, и никакого отношения к вере не имеет).

Читайте также:  Как выбрать камень от вампиров (энергетических)?

Чин воцерковления новокрещенного

После этого начинается чин воцерковления новокрещенного. Читается особая молитва, лица мужского пола вводятся в алтарь с поклонами, а женщин подводят к амвону. Потом обычно священник читает матери крещающегося ребенка молитву об очищении после родов.

В ближайшее время после Таинства крещения следует принести малыша в храм для принятия Святых Таин.

Как надо готовиться к Таинству крещения: правила

Взрослый человек, собирающийся принять крещение, (или крестные) должен знать основы православной веры. Для этого проводятся специальные беседы накануне крещения. Также человек должен уметь прочесть Символ веры наизусть (Верую во Единого…)

С собой на Таинство крещения надо иметь:

  • нательный крестик,
  • крещальную рубаху белого цвета (этот цвет символизирует Божественную Благодать и чистоту души),
  • большое полотенце.

Обычно принято, что крестные дарят икону святого.

Имя оглашенного должно соответствовать святцам, никаких «Анжел», «Альбертов» и т.д. быть не должно. Иногда младенцу выбирают имя святого, который празднуется в день его рождения.

Нельзя подходить к Таинству крещения:

  • в состоянии алкогольного опьянения;
  • в плотской нечистоте;
  • женщинам – с ярким макияжем;
  • в безверии (просто потому что все крестятся, и мне надо).

Крестные должны быть:

К выбору крестных надо подойти со всей серьезностью, это должны быть верующие, надежные люди, а не первые встречные.

Профессор А.И. Осипов о Таинстве крещения

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: pravlife.ru

Державный храм

города Фрязино Московской области

В чем смысл крещения?

На первый взгляд, таинство Крещения имеет довольно странное определение: «Крещение — это таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев?

Кратко можно сказать, что таинство Крещения — это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Христос же говорит, что нам надлежит родиться свыше (Ин. 3:3). Свыше — значит от Бога. Перед каждым крещающимся стоит наполненная водой купель — «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Само слово – таинство — указывает на тайну, то есть на то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере. В момент крещения происходит нечто невыразимое, человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Крещение – это не формальное членство в каком-то обществе или партии, а вхождение в новый опыт жизни с Богом.

Многих людей тот факт, что они являются христианами, ни к чему не обязывает. Крестятся, чтобы меньше болеть, или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься», или чтобы жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес и т.п. — категории жизни временной, земной.

Господь, в первую очередь, заботится не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесном Отечестве, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному. Креститься может любой человек. И парадокс церковных таинств, в том числе и Крещения, состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он не принимает таинства насильно, они все равно совершаются и они действительны.

Но для самого человека крайне важно, с каким расположением души он подходит к таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом, или событием духовного возрождения, Пасхой души. Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры (как не запрещается это и сейчас). Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение — самое важное событие в жизни, желание начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

В этом и маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, всегда помогали восприемники (крестные). В древности восприемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Восприемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели — воспринимали от купели, поэтому и назывались восприемниками. Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны, — очень ответственно. Это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка, стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро: «Вставай, сегодня идем в храм!». Вот обязанности настоящего крестного. Стоит задуматься и о том, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника: на него распространяются как духовные успехи крестника, так и его грехи, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег. Чему же может научить восприемник далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры. Пусть лучше он просто остается хорошим другом, но не берет на себя такую великую духовную ответственность.

Крещение — это только начало, а не единственное формальное условие для спасения. С праотцами Адамом и Евой произошла катастрофа – грехопадение. Так как все человечество — их потомки, то все мы нуждаемся в устранении последствий этой катастрофы. С грехопадением у человека прервалось живое, непосредственное общение с Богом, а с братьями по разуму установилось общение по формуле: «человек человеку волк». Изменился и сам способ существования человеческой природы: люди стали подвержены страданиям, болезням, смерти. Однако человек не несет личной ответственности за то, что рождается с такой природой: он получает ее как наследство от родителей. Но в грехопадении наших прародителей есть момент, за который каждый человек несет личную ответственность, и от которой, как раз, и избавляет таинство Крещения. Эту ответственность можно назвать властью дьявола.

Во-первых, власть дьявола означает, что после грехопадения не только Адам и Ева, но и все их потомки, все человечество, после смерти неизбежно, независимо от своих нравственных усилий, оказывались во власти дьявола. Когда человек крестится, эта неизбежность разрушается. После Крещения, окажется ли человек во власти дьявола после физической смерти, зависит от его личного выбора при жизни.

Во-вторых, власть дьявола над человеком очень ярко проявляется и во время земной жизни. Лучше всего о состоянии человека, находящегося в этой власти, сказал апостол Павел: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу закон иной, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного…» (Рим.7:18-23). Такая раздвоенность присуща всем людям, и дело здесь вовсе не в психологии. Объясняется она той же властью дьявола. Неужели Крещение освобождает человека от этого раздвоения? Нет. Но в земном аспекте Крещение дает человеку способность преодолевать его. Происходит освобождение от власти дьявола и человек получает объективную возможность жить другой, духовной жизнью, бороться с грехами, то есть с тем, что отделяет человека от Бога. Этой возможности он не имеет, будучи некрещеным. Конечно, и некрещеный человек может бороться с греховными привычками. Но от власти дьявола он освободиться, не способен, и все изменения в его духовной жизни будут только количественные (более или менее добрый, правдивый, нравственный и т.д.), но не качественные.

Крещение — это не только освобождение, но и приобщение, ведь цель христианской жизни — это обожение, соединение с Богом. Но оно осуществляется не напрямую. Во время Крещения человек присоединяется к Церкви, которая является Телом Христовым. А поскольку Христос, став человеком, Своей Божественной силой преодолел в Самом Себе смерть и тление, то, приобщившись к Его Телу — Церкви, — все это можем сделать и мы.

Почему же тогда люди продолжают грешить после Крещения? Крещение — это не магический обряд. После этого Таинства человек имеет объективную потенциальную возможность обожения, но у него остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха. Заканчивается же это преображение уже не здесь.

Читайте также:  Какие бывают свадьбы по годам от 1 до 100 лет

Источник: fryazino-hram.ru

Православная Жизнь

Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно? Отвечает духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркел (Павук).

– Не секрет, что ныне многие не понимают смысл того, что над ними было совершено в младенчестве. Для чего совершается Таинство Крещения?

– Святой апостол Петр разъясняет это в своем Послании. Он пишет, что крещение «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Совесть – это голос Божий, который присутствует в каждом человеке. Однако часто под действием живущих внутри нас страстей или под влиянием окружающих людей он едва слышен. Многие, подобно падшим прародителям Адаму и Еве, всячески cебя оправдывают, но христианин, отрекаясь перед Крещением от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и троекратно исповедуя веру в Святую Троицу, старается не нарушать Закон Божий. Бывает, что из-за своего малодушия и маловерия он допускает компромиссы, но спешит в этом раскаяться и с Божией помощью преодолевать грех, даже если это происходит не в одночасье и на это требуется целая жизнь.

– Как Таинство Крещения совершалось в древности?

– В древние времена к этому Таинству готовились довольно продолжительно. Желающие стать членами Церкви не сразу могли быть свидетелями всех Таинств. Существовала так называемая disciplina sacrana, когда готовящиеся ко Крещению могли находиться в храме лишь до возгласа: «Оглашеннии, изыдите». До этого они слушали огласительные беседы, во время которых разъясняли символику Таинства Крещения, зачем нужно креститься, в Кого мы веруем, основной смысл других Таинств Церкви. Также в храме желающие стать членами Церкви слушали пение псалмов, чтение и разъяснение Евангелия и Апостола. До нашего времени дошли тексты огласительных бесед, которые проводили святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст и др. святые отцы. Чаще всего Крещение совершалось в Великую Субботу во время чтения паремий через троекратное погружение в купели. Далее крещеные, в белых одеждах, со свечами, стояли на Литургии уже как члены Церкви Христовой и впервые причащались Святых Христовых Таин.

– Возможно ли в современных условиях восстановить институт оглашенных?

– При нынешнем темпе жизни восстановить его в полном объеме нереально. В отдельных епархиях пытаются, но в конце концов все сводится к минимуму: проводят одну огласительную беседу, в которой вряд ли возможно охватить даже поверхностно все многообразие христианского опыта. Кроме того, поскольку крещение в большинстве случаев ныне совершают над младенцами, то для обычно сильно занятых крестных даже одна такая беседа – тяжелая повинность, которую они разными способами стараются пропустить. Та же история и с родителями ребенка.

– Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно?

– Такой вопрос стоял еще в IV веке перед святителем Кириллом Иерусалимским. Он видел, что многие приходят креститься, потому что их заставляют это делать родители, мужей понуждают жены, иные прибегали к Таинству лишь для того, чтобы избавиться от житейских проблем или какой-то болезни, другие – просто следуя установленной традиции или из-за праздного интереса. Совсем немногие приходили с мыслью о спасении души. Святитель Кирилл принимал всех, не отвергал никого. Раз они пришли в храм, то он ставил перед собой непростую задачу всех этих людей настроить на серьезное восприятие того, что над ними будет совершаться. Он говорил, что даже если кто-то пришел с худыми мыслями, и такой не безнадежен, ибо он, подобно рыбаку, ловит его сетями церковными не для того, чтобы умертвить, а наоборот – оживить. Святитель Кирилл, как и святитель Иоанн Златоуст, говорил о высоком царском достоинстве христианина и паки призывал серьезно отнестись к тому, что будет во время Крещения над ними совершаться. Ибо если какой-то человек отнесется к таинству легкомысленно, то «я тебя крещу, а Дух Святый не крестит».

– Как быть с оглашением в современных условиях?

– Если нам сложно организовать предварительные огласительные беседы, то хотя бы в ходе самого крещения священники обязаны комментировать все, что они делают. Но самое важное – подобно святителю Кириллу, нужно стараться настроить всех присутствующих на серьезное и осмысленное восприятие происходящего. Позволительно практиковать домашние задания. Если выяснится, что ни родители, ни крестные не знают Символа веры, то дать им месяц на то, чтобы они его осмысленно выучили. Для облегчения задачи в храме должны быть распечатанные листки с этой молитвой и кратким объяснением. В эпоху интернета можно указать конкретные сайты с информацией о том, что нужно знать христианину. В Киеве при Духовной академии и при некоторых городских приходах работают круглогодичные катехизаторские курсы, где желающие могут получить подробную информацию из истории Церкви, изучить Священное Писание, догматику, литургику и другие предметы.

– Может, не стоит тогда крестить младенцев, а подождать до сознательного возраста?

– В древности, как мы узнаем из житий святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др., была такая практика. Обычно крестились в возрасте 20–30 лет, когда юношеские несерьезность и баловство проходили и человек уже осмысленно мог отвечать за свои поступки. Ныне в большинстве случаев крестят младенцев, чтобы с малых лет их просветить и духовно напитать благодатью Божией. И это тоже приносит свои плоды. Могу сказать по собственному наблюдению, что такие дети в большинстве своем, за редкими исключениями, духовно, интеллектуально и даже физически более развиты, чем обычная детвора, а самое главное – они умеют по-настоящему любить, сорадоваться и сострадать, жертвовать собой ради благополучия ближних, не так легко заражаются соблазнами окружающего мира, имеют к ним иммунитет и других могут поддержать и предостеречь от искушений.

– Такая добрая перемена происходит со всеми?

– К сожалению, нет. Многие крещены, но не просвещены, потому что к восприятию этого Таинства родители и восприемники (бывает, и священники) подходят чисто формально. И получается, что священники их крестят, а Дух Святой не крестит. Люди не ходят в храм, не участвуют в Таинствах. То есть при крещении их создается лишь форма, которая никогда не наполняется содержанием. Такие «крещеные» дети, как и некрещеные, в духовном отношении обычно совсем беззащитны. Мир их крепко сковывает своими цепями. Они рвутся на свободу от родительской опеки, от системы, в которой живут, но получается, что, подобно евангельскому блудному сыну, теряют остатки свободы не только духовной, душевной, но и физической, если попадают в тюрьму.

– Кто может быть крестным (восприемником)?

– Идеальный вариант – верующий практикующий православный христианин, который способен активно повлиять на духовный рост ребенка. Если родители не могут такого найти, то следует искать хотя бы добропорядочного человека. Для мальчика обязательно надо искать крестного мужчину, а для девочки – женщину. В Украине в некоторых регионах существует практика брать несколько пар крестных. В этом есть своя положительная сторона, но главное, чтобы никто из них не был безучастен и не только подарками к именинам, но и добрым наставлением принимал участие в духовном воспитании ребенка.

– Какой минимум знаний о церковной жизни должен иметь взрослый крещаемый или восприемник при крещении младенца?

– Ему следует осмысленно знать Символ веры, в котором четко изложено, в Кого мы, христиане, веруем и как правильно веровать, молитвы Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Ангелу Хранителю – как минимум. Также нужно прочитать хотя бы одно Евангелие. К сожалению, многие, имея высшее образование, даже этого не способны исполнить. Это говорит о том, что они не понимают, зачем нужно молиться, ходить в храм, ибо им никто никогда ни в семье, ни в школе этого не разъяснил.

– Что должен знать христианин, регулярно посещающий храм Божий?

– Внимательный христианин, который регулярно посещает храм и участвует в Таинствах Церкви, учится на богослужениях. Знание Священного Писания, основных постулатов веры, истории Церкви для него становится естественным. Но это достигается лишь при условии, что священники за каждым богослужением говорят проповеди, при храме работает воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, и сам христианин проявляет инициативу в чтении духовной литературы. Если ни проповеди, ни воскресной школы нет, тогда обычно прихожане увлекаются разными маргинальными вещами: борьбой с кодами, политикой, интригами против друзей и настоятеля прихода. В результате возникает запустение на месте святом. Нынешние захваты храмов раскольниками ПЦУ – одно из последствий такого духовного нерадения. «Ибо где будет труп, там соберутся орлы», – предупреждает нас Господь (Мф. 24:28).

Источник: pravlife.org